В 2022 году для автомобилистов стали доступны серьезные льготы, о которых знают не все. В правительстве выделили значительную субсидию по переводу машин с классическими моторами на метан. Такие субсидии утверждали и ранее, но в меньших объемах, теперь же размер выплаты повысили, а возможность ею воспользоваться сделали бессрочной. В 2021 году по программе переоборудовали более 15 тыс. машин физических и юридических лиц, а в дальнейшем их должно стать еще больше. Рассказываем, что это за льгота и как ее получить.
Сколько стоит перевод автомобиля на газ со скидкой?
После внесенных изменений в правила субсидирования в 2022 и последующих годах общий размер субсидии на переоборудование легкового автомобиля массой до 1800 кг составит 48,6 тыс. руб. Это почти 50% от общей стоимости переоборудования такого автомобиля — услуга стоит около 100 тыс. руб.
Как объяснили Autonews.ru в пресс-службе Минэнерго, решение о том, что водителей нужно стимулировать на переход к экологически чистому топливу, было принято еще в 2020 году. Тогда в России ввели специальный повышающий коэффициент для субсидии на перевод легковых личных автомобилей на метан. Как правило, повышающий коэффициент действовал только до конца текущего года и в последующем году его нужно было утверждать вновь. В 2022 году правительство перешло к бессрочному повышающему двойному коэффициенту.
👉 В Минпромторге раскритиковали запрет б/у оборудования для перевода на газ
«При этом автовладельцы могут компенсировать почти 100% стоимости переоборудования, пользуясь госсубсидией вместе со специальными маркетинговыми программами поддержки переоборудования на метан от ПАО «Газпром». Похожие программы запущены у компании «Роснефть», но пока только для юридических лиц. В рамках таких программ владелец может и установить газовое оборудование с рассрочкой, и получить топливную карту номиналом от 50 тыс. до 70 тыс. руб., в зависимости от категории транспорта», — сообщили в Минэнерго.
Оборудовать можно любой автомобиль?
Переоборудовать можно автомобиль любого бренда и модели. Но есть ограничения: получить субсидию на переоборудование могут только транспортные средства возрастом до 15 лет, выпущенные и зарегистрированные на территории РФ.
Сколько вообще можно сэкономить?
Согласно данным от АЗС, средняя цена метана (КПГ) — 21,27 руб./м3. Это примерно в 2,5 раза дешевле бензина или дизельного топлива. В среднем расход у метана — 5,5 м3 на 100 км. Для сравнения: если двигатель тратит 10 л топлива на 100 км, чтобы проехать на метане, ему нужно будет 9 м3. То есть, если проехать 100 км на метане, водитель потратит порядка 191 руб., на 92-м бензине — около 440 руб., а на 95-м — 480 руб.
Эксперт в области установки дополнительного оборудования, генеральный директор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко в беседе с Autonews.ru заявил, что переоборудование личного автомобиля будет иметь смысл только при больших пробегах. Что касается грузового транспорта, то его владельцам важно знать, что средний вес баллона — 90 кг и если это не более продвинутый, композитный баллон, то у коммерческого транспорта после такой доработки снижается грузоподъемность.
👉 Все о ГБО в 2022 году: установка, регистрация, штрафы и другое
«В первую очередь метан более выгоден для коммерческого транспорта, при высоких пробегах можно примерно за год отбить цену установки и начать зарабатывать. Частники тоже могут это сделать, но только если регулярно и много путешествуют. Тогда можно отбить вложения с учетом скидки за пару лет», — отметил Пархоменко.
По его словам, метан пока считается непривычным видом топлива для России. Он указал, что таксисты, к примеру, чаще ездят на пропане, потому что такие заправки легче найти.
В каких регионах действует программа?
К участию в программе может подключиться любой субъект. К настоящему моменту в программе решили принять участие 25 субъектов, а именно:
- Белгородская область;
- Владимирская область;
- Волгоградская область;
- Воронежская область;
- г. Санкт-Петербург;
- Краснодарский край;
- Курская область;
- Ленинградская область;
- Липецкая область;
- Нижегородская область;
- Новгородская область;
- Орловская область;
- Пермский край;
- Республика Адыгея;
- Республика Башкортостан;
- Республика Татарстан;
- Ростовская область;
- Саратовская область;
- Сахалинская область;
- Ставропольский край;
- Тульская область;
- Удмуртская Республика;
- Ульяновская область;
- Челябинская область;
- Чувашская Республика.
В 2023 году в Минэнерго прогнозируют существенное расширение количества регионов — участников программы.
Что делать, если водитель живет в другом регионе? Можно ли приехать?
Если водитель, желающий перевести свой автомобиль на метан, не нашел свой регион в этом списке, можно позвонить в пункт по переоборудованию в этом регионе и поинтересоваться по поводу участия в такой программе автомобиля, не зарегистрированного на его территории. Решение об участии в программе субсидирования машин из других регионов каждый регион принимает для себя самостоятельно.
Как человеку или юрлицу, решившему перевести автомобиль на газ, получить государственную субсидию?
Если водитель проживает в участвующем в программе регионе, нужно позвонить в ответственный орган государственной власти региона и выбрать удобный адрес (контакты есть на сайте Минэнерго России). Либо можно позвонить в любой пункт по переоборудованию и поинтересоваться, участвует ли он в такой программе. Но в таком случае придется потратить время, чтобы найти нужную организацию, которая предоставляет скидки по госпрограмме.
Каков порядок оформления газового оборудования в ГИБДД?
Почти все пункты по переоборудованию работают по принципу «одного окна». Таким образом, пройти всю процедур оформления можно в одном месте за три-четыре дня. «Кроме того, федеральные власти прорабатывают механизм, который облегчит процедуру оформления типовых решений по переоборудованию транспорта на метан», — сказали в Минэнерго.
👉 Минимальный вред: в России придумали замену электромобилям
Как уточнил Пархоменко, после установки оборудования его нужно узаконить в ГИБДД, а затем — в обязательном порядке пройти техосмотр. Даже если автомобиль новый.
Какие подводные камни при переводе автомобиля на метан?
По словам Пархоменко, мотор переоборудованного на газ автомобиля работает плавнее и машина становится приятнее в управлении. Однако несколько проблем все-таки есть. Так, Пархоменко указал на небольшое количество АЗС в России, где можно найти метан. По данным сайтов-агрегаторов таких АЗС, их в России всего около 500. В некоторых регионах есть всего одна-две такие АЗС. К примеру, если в Москве и Мособласти их порядка 20, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области — около 18, в Ростовской области — около 20, то в Казани — около 12, в Тюменской области — три, в Иркутской области — одна.
Еще один важный нюанс — необходимость поверки уже установленного оборудования и сложности с доступностью запчастей, которые необходимы помимо баллонов. По словам эксперта, их производят в основном европейские компании, которые могут подпасть под санкции. Получается, что найти нужный комплект за приемлемые деньги можно не всегда.
«Помимо самих баллонов, которые условно можно заказать в Китае, есть еще аппаратура, которую интегрируют в топливную систему. Обычно ее производили в Европе, например в Италии, хорошо набили на этом руку. И могут возникнуть проблемы с доступностью таких систем или с деталями для ремонта», — предупредил Пархоменко.
Есть и еще один нюанс: каждые два года такое оборудование должно проходить поверку.
«Газобаллонное оборудование нужно проверять каждые два года — это ведь сосуд, работающий под давлением. Cтоит эта поверка около 3 тыс. руб. Для этого работают специальные аккредитованные пункты. Они снимают баллон, увозят его на тесты, если все в порядке, ставят на него клеймо и устанавливают обратно. Это тоже время и деньги владельца», — предупредил Пархоменко.