Распоряжение Центробанка внесло в правила ОСАГО ряд новшеств с 1 октября 2022 года. Разбираем самые важные изменения.
Досрочное расторжение при «тотале» — только после экспертизы
Теперь досрочное расторжение договора ОСАГО при гибели машины можно провести, только если у водителя будет подтверждающий документ, что этот автомобиль действительно разбит в «тотал» и утилизирован. Так объяснили Autonews.ru в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Если такой бумаги у водителя не будет, остаток суммы по ОСАГО никто не вернет. Как уточнил в беседе с Autonews.ru представитель Национального автомобильного союза Антон Шапарин, речь идет о заключении эксперта, который должен подтвердить, что восстановление автомобиля экономически нецелесообразно.
Также при смене собственника, если страхователь не расторгает договор, необходимо сообщать об этом страховщику.
В дополнение ко всему в правилах ОСАГО теперь закреплены порядок и сроки ознакомления потерпевшего с результатами осмотра или независимой экспертизы — не более пяти дней.
Еще одно изменение: теперь водителям в извещениях о ДТП не придется записывать фамилии и адреса очевидцев.
Возмещение по ОСАГО должны выдавать без справок о ДТП от ГИБДД. Но есть нюанс
Документ также ввел возможность рассматривать убыток без предоставления потерпевшим документов о ДТП, оформленных ГИБДД. Речь идет, например, об отказе о возбуждении дела, копиях протоколов, постановлений об административных правонарушениях, оформленных полицией.
Казалось бы, из этого следует, что бегать за справками для получения выплат по ОСАГО теперь не надо — страховая компания сделает все сама. Но есть важный нюанс, на который обращают внимание все страховщики и источники в страховом сообществе. Так, многие признались, что удобный доступ к данным ГИБДД о ДТП есть далеко не у всех: и пока обмен данными между ГИБДД и страховщиками не налажен, совсем без документов не обойтись.
Поэтому в РСА подчеркнули: возможно, будет такая упрощенная схема только в случае, если на это получено согласие страховщика и у страховщика имеется возможность получить сведения из указанных документов самостоятельно. В противном случае схема будет работать по-старому.
«Как будет реализована эта норма, пока сказать сложно, так как все документы по законодательству выдаются непосредственно участникам ДТП, страховщикам получить к ним доступ достаточно сложно, и, как правило, это требует достаточно немалого времени», — отметили в РСА.
На этот же нюанс указали и в пресс-службе Росгосстраха.
«Потерпевший вправе не предоставлять указанный перечень документов только в случае, если по письменному согласию между страховщиком и потерпевшим страховщик самостоятельно получит сведения из данных документов, — отметили в пресс-службе. — То есть подразумевается, что страховщики будут получать документы из информационных систем ГИБДД. Но на данный момент необходимый для этого уровень интеграции информсистем не достигнут».
В страховой компании также добавили, что именно постановление о ДТП — документ, финализирующий рассмотрение дела и определяющий виновника аварии.
«Значит, на основании этого документа у страховщика возникают обязательства по выплате. Поэтому вполне вероятно, что практика запроса постановления у заявителя сохранится», — считают в Росгосстрахе.
В свою очередь в пресс-службе финансового уполномоченного напомнили, что при наступлении страхового случая страховое возмещение подлежит выплате только после предоставления потерпевшим заявления о страховом возмещении и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами ОСАГО. Имеются в виду копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу или определения об отказе в возбуждении административного дела об административном правонарушении, если оформление документов о ДТП прошло при участии ГИБДД. И, как подчеркнули в пресс-службе, составление таких документов предусмотрено законодательством.