За последние недели Казахстан стал очень популярным направлением среди россиян, желающих на некоторое время сменить место жительства. Многие едут сюда на собственных машинах, и это закономерно: между странами есть множество сухопутных погранпереходов, а расстояния в самом Казахстане такие, что с личным транспортом здесь жить куда удобнее, чем без него. Autonews.ru поговорил с теми, кто погрузился в автомобильную жизнь республики, и составил гид по главным особенностям.
Про документы
По Казахстану можно спокойно ездить с российскими правами и номерами. Единственное ограничение — автомобиль, зарегистрированный в России, может непрерывно находиться на территории страны не более 12 месяцев. После этого его необходимо вывезти за границу минимум на 30 дней — и можно заезжать снова на следующий год.
👉 «Ситуация ухудшалась каждую минуту». В Казахстан на машине: личный опыт
Российский полис ОСАГО в Казахстане не действует — надо оформлять местную страховку. Сделать это можно сразу после пересечения границы, причем за рубли. Полис сроком на месяц обойдется в 3000 руб., за трехмесячный берут 5000 руб., всех водителей можно вписать прямо на месте. Больше никаких документов не требуется, полицейские проверяют точно то же самое, что у нас — водительское удостоверение, свидетельство о регистрации и страховку.
Про дороги и цены
Казахстан — огромный, по площади он занимает девятое место в мире. При этом по плотности населения он двенадцатый — но уже с конца, то есть на самом деле 183-й. К тому же, на пять крупнейших городов здесь приходится более 35% всех жителей, а основную площадь страны занимают бескрайние степи, поэтому расстояния между населенными пунктами достигают десятков, а то и сотен километров. На весь Казахстан при этом приходится меньше 100 тыс. км дорог — в пересчете на квадратный километр площади это примерно втрое меньше, чем в России. Поэтому загородное движение получается равномерным, если не сказать монотонным.
Впрочем, разнообразить процесс могут сами дороги, которые в Казахстане бывают очень разными. Крупные магистрали радуют отличным покрытием и новенькой разметкой, но региональные направления зачастую откровенно разбиты — влететь в огромную яму или поймать асфальтовую кочку проще простого.
Однако на платных трассах (их в стране 11) все организовано безупречно, а цены, по российским меркам, просто копеечные: например, за 200-километровый участок от Караганды до Астаны придется заплатить 400 тенге или около 60 руб. Оплата, к слову, производится в конце участков — автоматы распознают российские номера, принимают наличные и карты.
👉 Эксперт рассказал, как сэкономить на проезде по платным дорогам
Отдельная радость — цены на бензин. Литр 95-го в Казахстане стоит 210-220 тенге, то есть 30 с небольшим рублей. Заправки по большей части аккуратные, часто попадается АИ-98, с остальными видами топлива проблем нет. Стоимость автомоек тоже гуманная: за «комплекс» (кузов, пылесос, легкая химчистка салона) с вас возьмут около 1500 тенге — на наши деньги это 250 руб.
Про правила и штрафы
Сетка ограничений скорости в Казахстане несколько отличается от российской. В городе разрешены те же самые 60 км/ч, на обычной загородной дороге можно ехать 100 км/ч, при наличии разделительной полосы лимит поднимается до 110 км/ч, а на автомагистралях дозволено аж 140 км/ч. Но есть один важный нюанс: максимальный нештрафуемый порог здесь не +20, а +10 километров в час — то есть в городах вы едете медленнее, чем в России, а на трассах также или быстрее.
Штрафы при этом весьма суровые. В Казахстане они привязаны к МРП — минимальному расчетному показателю, аналогу нашего МРОТ. За превышение скорости от 10 до 20 км/ч с вас возьмут 3 МРП — сейчас это около 10 тыс. тенге или 1200 руб. Если вы перешагнете разрешенный лимит на 20-40 км/ч, заплатить придется уже 10 МРП — почти 4000 руб. вместо наших 500. Превышение свыше 40 км/ч обойдется вдвое дороже.