На протяжении последнего времени поток российских туристов в сопредельные государства резко вырос. Границы пересекают десятки и сотни тысяч наших соотечественников, причем многие из них двигаются на автомобилях — чтобы увезти с собой побольше вещей и иметь свободу перемещения в новой стране. Autonews.ru составил список направлений, куда прямо сейчас еще можно уехать на машине — с учетом того, что сухопутные границы с Европой для нас фактически закрыты.
Белоруссия
- Расстояние от Москвы до границы: 450 км
- Цена АИ-95: 58 руб. за литр
- Штрафы за скорость: От 350 до 9000 руб.
Самая близкая и легкодоступная страна для жителей европейской части России. Доехать от Москвы до границы Белоруссии можно за считанные часы, да и столичный Минск расположен менее чем в световом дне неспешного путешествия. Адаптация тоже не вызовет никаких проблем: жители двух стран прекрасно друг с другом общаются.
Автомобилисту надо помнить, что в соседней республике оштрафовать могут за превышение уже на 11 км/ч. Если вас поймает камера, заплатить придется порядка 350-400 руб. в переводе на российские деньги, если остановят сотрудники дорожной полиции — уже от 800 руб.
Грузия
- Расстояние от Москвы до границы: 1800 км
- Цена АИ-95: 75 руб. за литр
- Штрафы за скорость: От 1000 до 5000 руб.
Совсем недавно погранпереход между Россией и Грузией был в центре новостной повестки: гигантская пробка, скопившаяся на подъезде к Верхнему Ларсу, растянулась на десятки километров, а ожидание в очереди занимало от нескольких дней до недели с лишним. Теперь ситуация нормализовалась, а сама страна остается крайне привлекательной для россиян, желающих сменить место дислокации.
Однако с точки зрения водителя Грузия довольно противоречива. Да, здесь хватает живописных серпантинов с захватывающими поворотами, но качество дорог зачастую не выдерживает никакой критики, да и стиль езды у местных жителей довольно своеобразный — если не сказать пугающий. Еще можно отметить довольно дорогое топливо и солидное расстояние от Москвы: добираться придется около суток и довольно бодрым темпом. К тому же, какая Грузия без вина? Словом, машина здесь будет если не лишней, то уж точно не обязательной.
Казахстан
- Расстояние от Москвы до границы: 1200 км
- Цена АИ-95: 32 руб. за литр
- Штрафы за скорость: От 1200 до 8000 руб.
Еще одно популярное направление — огромный и дружелюбный Казахстан. Из Москвы до него можно доехать довольно быстро, если переходить границу в районе Саратова и Волгограда, но и россияне, живущие за Уралом, имеют широкий выбор вариантов в нескольких часах пути. К тому же, без машины в этой стране в принципе довольно сложно: населенных пунктов мало, а расстояния между ними большие.
Водителю в Казахстане вольготно: не считая строгих ограничений скорости и высоких штрафов, автомобильная жизнь здесь организована неплохо. Соседи по потоку вежливые и адекватные, цены на топливо находятся на российском уровне десятилетней давности, а крупные города соединены отличными скоростными магистралями. Единственное, менее значимые дороги могут преподносить неприятные сюрпризы в виже колдобин.
Монголия
- Расстояние от Москвы до границы: 4400 км
- Цена АИ-95: 88 руб. за литр
- Штрафы за скорость: от 340 руб.
Добираться в Монголию из европейской части России — целое приключение длиной в несколько дней. Зато жителям Сибири и Дальнего Востока эти края намного удобнее, чем Грузия и, тем более, Белоруссия: взял и доехал. Среди плюсов Монголии — статус страны с самой быстроразвивающейся экономикой по всей Азии (видимо, тут сказывается эффект низкой базы), готовность давать вид на жительство всем желающим и неповторимый колорит. Только нужна ли здесь машина, вопрос непростой.
С одной стороны, пустые, никем не обжитые расстояния тут еще больше, чем в Казахстане — шутка ли, мы говорим о стране с самой маленькой в мире плотностью населения! С другой стороны, за пределами столичного Улан-Батора делать толком и нечего, не считая рассматривания природных достопримечательностей. А в самом Улан-Баторе — толкучка, пробки и смог. Бензин дорогущий, а многие дороги до сих пор правильнее называть направлениями. Хотя иные уже радуют — как идеальным асфальтом, так и почти полным отсутствием трафика и полиции.
На этом список стран, в которые сейчас можно попасть на машине непосредственно из России, заканчивается. Китайские границы по-прежнему закрыты для иностранцев из-за ковида, то же самое с Азербайджаном и Туркменистаном (куда, теоретически, можно было бы приехать через Грузию и Казахстан соответственно), недоступна россиянам и Европа. Впрочем, пара запасных вариантов еще имеется.
Узбекистан
- Расстояние от Москвы до границы: 2300 км
- Цена АИ-95: 65 руб. за литр
- Штрафы за скорость: от 1600 до 40 000 руб.
В страну, которая долгое время насыщала Россию популярными и неприхотливыми автомобилями Daewoo, можно добраться через Казахстан — например, если максимальный срок пребывания в 90 дней уже истек, а трудовой договор с какой-нибудь казахстанской компанией вы не заключили. Точек въезда довольно много, но в столичный Ташкент удобнее всего попадать со стороны Кызылорды и Туркестана.
Турист найдет в Узбекистане кучу достопримечательностей и развлечений, а вот автомобильную жизнь райской не назовешь. Дороги в основном весьма средненького качества, с изношенной разметкой и нечитаемыми знаками, движение хаотичное (о соблюдении рядности здесь не слышали), 95-й бензин можно найти далеко не везде, а в довершение всего здесь высокие штрафы за скорость и множество камер, которые это контролируют. Впрочем, если вы приехали из России в Узбекистан на машине — вероятно, у вас были веские на то причины и мало альтернатив.
Киргизия
- Расстояние от Москвы до границы: 3500 км
- Цена АИ-95: 48 руб. за литр
- Штрафы за скорость: от 110 до 600 руб.
Еще одно направление, которое можно освоить после Казахстана. Или даже нужно — тут очень красивая и разнообразная природа! Исследовать ее лучше на кроссовере: ко многим лакомым местам ведут разбитые грунтовки, хотя между крупными населенными пунктами дороги обычно как минимум сносные, а то и отличные.
Дорожное движение в Киргизии тоже по-южному хаотичное, но побывавшие там говорят, что адаптироваться, в целом, не сложно. А вот с местными полицейскими надо держать ухо востро: штрафы-то невысокие, но попытки вытянуть деньги за мнимые нарушения, говорят, здесь в порядке вещей. Особенно если речь идет о приезжих. В остальном же Киргизия — вполне неплохой вариант для путешествия: дешево, дружелюбно, небанально и, что тоже важно, пока не перенаселено мигрировавшими россиянами.