Обычно жизнь концепт-кара — лишь один яркий, но короткий миг. Покрасовавшись под восторженными взглядами публики и вспышками фотокамер, самые смелые фантазии дизайнеров и инженеров навсегда уходят со сцены, уступая место следующим суперзвездам. В лучшем случае они попадают в музеи, в худшем — под пресс, причем такая практика распространена шире, чем хотелось бы.
Зачастую концепты — это и не автомобили вовсе, а пустотелые макеты, неспособные даже перемещаться. Потому создатели их не особо и жалеют. Иным же везет больше: полноценная техническая начинка позволяет им ездить (подчас очень круто), а неравнодушные люди выкупают их в собственные коллекции, чтобы заботиться и — главное — кататься. О таких случаях сегодня и поговорим.
BMW Nazca
Даже через три десятка лет после дебюта этот аэродинамичный суперкар заставляет нас жалеть, что он так и не стал серийным. А ведь мог: проект Nazca задумывался как прямой наследник среднемоторного купе BMW M1 — в равной степени культового и провального. В общем, баварцы не отважились запускать в серию еще одну подобную машину, хотя к производству все было почти готово.
👉 Концепты и реальность. 7 самых крутых примеров
Фантастически красивый карбоновый кузов — первая крупная работа Фабрицио, сына маэстро Джорджетто Джуджаро. Позади сидений — двигатель V12 от BMW 850i, причем в тюнинге от Alpina, мощностью 300-380 л.с. в зависимости от версии. Максимальная скорость — 311 км/ч, очень неплохо для 1991 года.
И да, вы все правильно поняли по поводу версий: всего было сделано три разных экземпляра BMW Nazca — M12, C2 и C2 Spider, которые до сих пор живы, здоровы и периодически появляются на автомобильных тусовках. Это если официально. Но в сети ходят фотографии еще одного «неучтенного» автомобиля M12 синего цвета, который принадлежит султану Брунея. Спецзаказ, однако!
Maybach Exelero
Возможно, это гигантское, почти шестиметровое купе и не назвать красивым в полном смысле слова, но помпезность и роскошь оно буквально источает. А не это ли самое главное для всякого автомобиля марки Maybach? Этот автомобиль никогда не задумывался серийным, но и стопроцентным концептом его не назвать: Exelero сделан по заказу шинной компании Fulda для испытаний высокоскоростной резины.
👉 Ожидание и реальность: 6 машин, которые оказались скучными
Техника соответствующая: в основе лежит шасси серийного лимузина Maybach 57, под капотом 5,9-литровый мотор V12 с двумя турбинами, развивающий 700 лошадиных сил. Этого хватает, чтобы тяжеленный монстр массой 2660 кг набирал первую сотню за 4,4 секунды и разгонялся до 351 км/ч — ровно на единичку больше скоростного лимита шин Fulda Exelero.
Карьера у испытательно-выставочного автомобиля получилась богатой. Начиная с 2005 года, он успел сняться в немецком сериале «Кобра 11», поучаствовать в клипе Jay-Z, попасть на обзор к блогерше Supercar Blondie и провести несколько лет в собственности рэпера по имени Birdman. Теперь же уникальный Maybach принадлежит компании Mechatronik, которая занимается продажей и тюнингом всяких диковин. И регулярно появляется на дорогах.
Lincoln Futura
Большое преимущество старых концептов — они, как правило, были полностью функциональными. Тогда люди еще не думали, что футуристические фишки можно просто заявлять, и не обязательно, чтобы они работали, а сама машина ездила. Благодаря этому у великолепного Lincoln Futura образца 1954 года сложилась очень интересная судьба.
👉 10 необычных моделей Lada, которые не пошли в серию
Изначально этот концепт был исключительно про дизайн — одним из первых он поднял аэрокосмическую тему, отрастив огромные кили и сменив привычную крышу на двойной прозрачный «колпак», как у самолетов. Компоненты серийных моделей Ford и Lincoln позволяли концепту полноценно ездить, поэтому через пару лет он снялся в мелодраме «Все началось с поцелуя», а затем был продан кастомайзеру Джорджу Баррису. Причем за символический $1, хотя бюджет постройки был выше в 250 тысяч раз.
Возможно, удивительный Lincoln так и пылился бы на заднем дворе Барриса, если бы к тому не обратились киношники. Для нового сериала про Бэтмена им срочно требовался автомобиль, на котором бы ездил главный герой — и в качестве заготовки как раз был выбран почти забытый концепт. Работы заняли всего пару недель, а на выходе получился реально бэтмобиль — эффектный и фантастический. На дворе, на секундочку, был уже 1966 год, но дизайн по-прежнему мог впечатлить любого. Ну, а сейчас машина пребывает в частной коллекции — нынешний владелец отдал за нее 4,5 миллиона долларов.