О том, что японский автопроизводитель Nissan полностью сворачивает деятельность в России и передает активы государственным структурам, стало известно 11 октября. Новым собственником станет ФГУП «НАМИ», ему достанутся завод и научно-исследовательский центр в Санкт-Петербурге, а также департамент продаж и маркетинга, находящийся в Москве.
Nissan стал третьей компанией, которая объявила о полном прекращении деятельности в России — до этого такие же решения были приняты в Renault и General Motors. Остальные производители либо хранят молчание, либо сокращают присутствие, не отменяя его целиком — как в случае японцев из Toyota, которые ищут покупателей на завод в Шушарах, но сохраняют обязательства по гарантийному обслуживанию уже проданных автомобилей.
Что будет с гарантией и ремонтом
В случае с Nissan ситуация иная — ремонтом и поставками запчастей будет заниматься АвтоВАЗ. Президент тольяттинского концерна Максим Соколов прокомментировал ситуацию так: «В условиях растущего санкционного давления и повышенной неопределенности АвтоВАЗ приложит максимум усилий для успешного и оперативного перевода под свое управление системы гарантийного и послепродажного обслуживания автомобилей Nissan на российском рынке. Нашей главной целью является обеспечение бесперебойного обслуживания клиентов и сохранение привычного уровня сервиса».
👉 Это окончательный уход? Toyota ответила на вопросы после закрытия завода
Здесь компания ссылается на аналогичный опыт с Renault: дилеры французской марки подписали соглашения с АвтоВАЗом, по которым финансовое обеспечение гарантийного ремонта и поставки запчастей ложатся на различные подразделения российского концерна.
«Планируется, что дилеры Nissan, которые примут решение продолжить работу с автомобилями японской марки, подпишут соответствующие соглашения с АвтоВАЗом, который возьмет под свое управление центральный склад запасных частей и организует поставки необходимых деталей и расходных материалов», — сообщает пресс-служба компании.
Однако говорить о стопроцентной работоспособности и отсутствии проблем у такой схемы пока рано.
«Прогнозировать развитие событий пока преждевременно, — комментирует ситуацию вице-президент Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД) Илья Пименов. — Опыт Renault пока тоже ничего не дает, процесс находится в начальной стадии, и что из этого получится, непонятно. Все дилерские сети России находятся в подвешенном состоянии, доступность компонентов и запчастей у разных производителей организована по-разному. Послепродажное обслуживание сейчас — самая главная проблема».
Какие машины может выпускать бывший Nissan
При этом информации о том, что будет с самим заводом Nissan, пока нет. В случае столичного предприятия Renault было почти сразу объявлено, что оно займется выпуском автомобилей под возрожденной маркой «Москвич». Предположительно, речь идет о модифицированных моделях китайской марки JAC, сборка должна была стартовать в сентябре, но новостей из Москвы пока не поступало. Можно предположить, что бывший Nissan также не вернется к производству кроссоверов X-Trail, Qashqai и Murano, а займется чем-то другим.
👉 Дилерам Renault предложили стать частью сети Lada
Надо понимать, что мощности у завода в Санкт-Петербурге весьма серьезные: до середины марта производство здесь велось по полному циклу, со сваркой и окраской кузовов, а проектная мощность предприятия составляет 100 тыс. автомобилей в год. Кроме того, у Nissan есть достаточно серьезный инжиниринговый центр, который проводил глубокую адаптацию зарубежных моделей для российских условий. Это подразделение также теперь передано ФГУП «НАМИ».
Nissan собирает на заводе в Петербурге внедорожники Qashqai, X-Trail и Murano. В 2021 году с конвейера сошло 22,1 тыс. единиц Nissan Qashqai, 20,3 тыс. единиц Nissan X-Trail и 2,5 тыс. единиц Nissan Murano. Завод приостановил работу в марте, вскоре после начала военной операции на Украине и первых санкций против России. Это произошло из-за нехватки импортных деталей, к которой привело нарушение логистических цепочек. Тогда же в простой ушли заводы Toyota и Hyundai. Предприятие запустить так и не удалось. В сентябре представитель автоконцерна сообщил, что завод не запустится раньше конца декабря.
Но речи о создании новых автомобилей «с нуля» в ближайшей перспективе точно не пойдет: вероятнее всего, как и в случае «Москвича», мы увидим лицензионную сборку зарубежных образцов (не исключено, что китайских или иранских), для которых придумают новое или воскресят забытое имя — как насчет «Волги» или «Оки»?
Официальные лица комментируют ситуацию расплывчато. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, главный акцент пока что сделан на сохранение самого завода и рабочих мест. «В результате переговоров, удалось выйти на формат, при котором предприятие сохраняет работоспособность: сохраняются ключевые компетенции, производственный цикл и рабочие места — а это около 2 тыс. сотрудников предприятия. НАМИ имеет возможность привлекать другие компании в качестве производственных партнеров, создавать совместные предприятия», — сказал вице-премьер.