В Госавтоинспекции планируют устанавливать на патрульные автомобили специальные мигалки со встроенными видеокамерами в 2023 году. «Умную» балку и ее новое поколение показали разработчики на выставке «Дорога-2022», которая состоялась в Казани: глава ведомства Михаил Черников продемонстрировал эти устройства вице-премьеру Марату Хуснуллину, который также побывал на мероприятии. Что нового умеет это устройство и где с них уже рассылают штрафы, Autonews.ru узнал прямо у разработчиков.
Камеры в мигалках: ловят спереди и сзади
Впервые в ГИБДД заявили о готовности устанавливать на патрульные автомобили ГИБДД инновационные камеры в 2019 году — Autonews.ru написал об этом одним из первых. С тех пор различные подразделения ГИБДД уже получили такое оснащение в тестовом порядке. Как правило, сейчас такие устройства закупают региональные власти и передают ведомству. При этом стоимость таких устройств за последние годы возросла — если до кризиса с поставками микрокомпонентов мигалку с камерами можно было купить чуть дешевле 3 млн руб., то теперь к проблемам с электроникой добавились и перебои с поставками: цены в итоге стартуют с 4,7 млн руб. При этом, как говорят разработчики, объемы производства из-за дефицита электроники пока ограничены.
Как рассказал Autonews.ru представитель одной из такой компании-разработчиков «Технологии распознавания» Сергей Кусов, балки с камерами на крышах ГИБДД уже ездят в Якутии, Дагестане, Калининграде, Самаре, Волгограде, Нижнем Новгороде. Обсуждаются перспективы закупки оборудования в Архангельске и Владимире. Также такие мигалки с камерами используют в Центре организации дорожного движения Москвы (ЦОДД).
👉 Мигалки на машинах ГИБДД заменят на «умные» балки с камерами
Смысл работы балок в следующем: инспекторы ГИБДД за рулем патрулируют улицы и скоростные магистрали и фиксируют нарушителей, которые не подозревают, что помимо стационарных камер, о которых предупреждают приложения в телефоне и навигаторы, за ними следят и такие камеры прямо в сиренах. При этом инспекторы не тратят время на разбирательства с автомобилистами — они получают постановления в обычном режиме. Речь, конечно, не идет об экстренных и опасных ситуациях, на которые сотрудники ГИБДД обязаны отреагировать. Такие устройства первого поколения умеют фиксировать скорость, неправильную парковку, езду по обочине.
C момента презентации «умной» мигалки устройство серьезно доработали. Причем, как уточнил Кусов, в том числе по просьбе специалистов из ЦОДД. Так, в раннем варианте камеры в мигалках устанавливали только спереди, то есть контроль автомобиль вел, только глядя вслед уезжающим машинам. Кроме того, камеры установлены и по бокам — для контроля обочины и парковок.
Но оказалось, что для полного контроля этого недостаточно: некоторые водители, которые ездят с нарушением скорости, завидев впереди патрульный автомобиль, просто резко оттормаживаются. И в камеру, которая смотрит вперед, такое поведение не попадает. Теперь же новое поколение модели, которое разработали специалисты из «Технологии распознавания», получило точно такие же камеры и сзади — таким образом, мигалка с камерой работает зеркально.
Камеры распознают скорость, фары и ремни у водителя с пассажиром
Как рассказали разработчики, часть с камерами в задней полусфере обладает такими же способностями, как и полусфере спереди.
Инновационная балка работает по машинам сзади. Получается, что водители, которые резко сбрасывают перед ней скорость или едут сзади по обочине, все равно получат штрафы. И получается, что от камеры сзади заказчики ожидают, что регистраций будет больше», — сообщил Кусов.
Еще одно обновление коснулась программной составляющей комплекса. Разработанный для стационарной системы «АвтоУраган-ВСМ2-М» блок видеоаналитики добавили в мобильную систему. Это позволило увеличить количество регистрируемых нарушений ПДД за счет программного анализа видеокадров. Теперь «АвтоУраган-МС» помимо превышения скорости умеет определять неработающие фары в светлое суток, непристегнутые ремни как у водителя, так и у пассажира. Также устройство, как и более ранняя модель, видит нарушения правил парковки и «обочечнков».
👉 Власти Москвы раскрыли количество «умных» дорожных камер
Специалист в области фотовидеофиксации Григорий Шухман в беседе с Autonews.ru отметил, что при значительных превышениях скорости на 60–80 км/час было бы логично пресекать такое нарушение на месте. Также эксперт указал, что помимо фар ближнего света водители могут использовать дневные ходовые огни и противотуманные фары — он не уверен, что камеры смогут увидеть разницу.
«На мой взгляд, гораздо полезнее было бы фиксировать ТС без включенных фар в темное время суток — на дорогах полно таких невидимок, — отметил Шухман. — Что касается ремней водителя и пассажира, сейчас мы встречаем много ошибок и у стационарных камер. Поэтому не уверен, что в движении ошибок получится избежать. Сомнительные материалы необходимо отбраковывать».
Эксперт указал, что увеличение количества камер и видов фиксации требует пропорционального увеличения количества ответственных должностных лиц, которые эти фиксации будут отсматривать.
Специалист Европейской юридической cлужбы Дмитрий Безделин в беседе с Autonews.ru рассказал, что использование таких камер на дорогах допускается законодательством — такие устройства работают по принципу автоматической фиксации.
«Если после фиксации данным прибором придет постановление, обжаловать его будет сложно. Решение о наказании выносят без присутствия правонарушителя. При этом если инспекторы не остановят лично водителя, который грубо нарушил ПДД, ему будет грозить только максимальный штраф, а лишить прав на основе такой фиксации не получится», — сказал юрист.