branding imagebranding image
РБК АВТО
Nissan Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

«Ждем, что Nissan вернется»: что происходит на заводе прямо сейчас

Завод Nissan в России планирует еще год не увольнять сотрудников: такую схему прорабатывают при переводе предприятия в распоряжение НАМИ. Что ждет предприятие и к чему готовится персонал, выяснил Autonews.ru
Фото: Анатолий Мальцев /  EPA / ТАСС
Фото: Анатолий Мальцев / EPA / ТАСС

Автомобили Nissan больше не производят в России: в середине октября компания сообщила, что российские активы автоконцерна Nissan, включая завод в Санкт-Петербурге, перейдут в госсобственность, собственником станет ФГУП «НАМИ». Что будет с компанией дальше — пока неизвестно. Недавно появились новости от источников о том, что китайскую компанию FAW могут привлечь к сотрудничеству при посредничестве ПАО «КАМАЗ». Официального подтверждения этой информации пока нет. Autonews.ru пообщался с официальным профсоюзом компании в России и с сотрудниками, которые рассказали, сколько они еще будут работать на предприятии и о чем договорились с Nissan.

Что сейчас происходит на заводе Nissan?

На заводе в Петербурге было локализовано производство внедорожников Qashqai, X-Trail и Murano. Сейчас на заводе числится около 2 тыс. человек, с 14 марта, когда предприятие ушло в простой, они получают 2/3 оклада. В официальном сообщении пресс-службы Nissan сказано, что «все работники компании получат гарантии защиты их прав на период 12 месяцев». Как рассказал Autonews.ru представитель профсоюза Nissan Петр Принев, на дату 20–21 октября существенных изменений в ситуации нет.

«Оплачиваемый простой, подписанный работниками до 31 декабря 2022 года, продолжается. До работников со стороны администрации регулярно доводится информация о ситуации и даются необходимые разъяснения по возникающим вопросам», — сказал Принев.

Сотрудников уволят или сократят?

Как уточнили в профсоюзе, на данный момент Nissan прорабатывает вариант со сменой собственника. «В этом случае работников автоматически переводят к новому собственнику — НАМИ — с сохранением трудовых договоров, всех льгот и с гарантией сохранения рабочих мест в течение 12 месяцев. В целом одним из важных условий сделки с НАМИ стало именно предоставление прямых гарантий на трудоустройство работникам на 12 месяцев», — сообщил Принев.

Источник в компании Nissan в беседе с Autonews.ru отметил, что названные профсоюзом условия по сохранению мест для сотрудников были прописаны в сделке с НАМИ. Более подробные нюансы, в том числе условия для сотрудников, которые решат уйти, пока прорабатывают. Autonews.ru направил запросы в НАМИ и Минпромторг.

Какая средняя зарплата на Nissan?

По словам представителя профсоюза, до 14 марта средняя заработная плата работников, занятых на конвейерной линии, а также в сварочном, покрасочном, штамповке и других цехах находилась на уровне от 60–70 тыс. руб. — это выше средней заработной платы в регионах.

Фото: Петр Ковалев / ТАСС
Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Планируют ли сотрудники остаться на вновь организованном предприятии?

С администрацией предприятия у профсоюза установлен постоянный контакт. «Учитывая текущую ситуацию, сложно делать какие-либо прогнозы. Конечно, работники желают продолжить свою трудовую деятельность на предприятии», — рассказал Принев.

При этом опрошенные сотрудники подтвердили: они хотят остаться на заводе. Так, один из сотрудников конвейера признался, что ждет возвращения бренда через шесть лет.

«Я слышал, что завод продадут с правом выкупа не позже чем через шесть лет — на таких же условиях раньше ушел бренд Renault. Мне бы хотелось, чтобы Nissan вернулся. Пусть зайдут китайские бренды, если они планируют, но на шесть лет. Нас, наверно, увольнять не будут: персонал-то им нужен, а он есть, обучать новых смысла нет. Но хочется, чтобы через шесть лет нас забрали назад. Мне нравится работать именно в Nissan», — поделился сотрудник, который попросил не называть его имени.

Другой рабочий, который трудится в Nissan более десяти лет, заявил, что его устраивали хорошие условия работы на предприятии и он также не хочет уходить.

«Это был стабильный работодатель. Никаких задержек по зарплате, условия работы тоже сотрудников устраивали: была и развозка от дома и назад, одежда и питание, все выдавали, без вопросов. Работа на конвейере, конечно, скучная, монотонная. Но было много разных интересных проектов — можно было стать волонтером на разных мероприятиях, нам устраивали дни семьи, когда друзья и близкие могли посмотреть, как мы работам. На машины давали скидки, и можно было покупать их в лизинг. До ковида были корпоративы. Потом их отменили, но для разных участков устраивали такие тимбилдинги — выдавали деньги, и можно было собраться командой и сходить, например, в боулинг. И очень жаль, что такая компания уходит», — поделился еще один сотрудник в беседе с корреспондентом Autonews.ru.

Фото: Петр Ковалев / ТАСС
Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Он также добавил, что руководство компании приcлушивалось к предложениям со стороны сотрудников по улучшению производственных линий и оптимизации процессов. «Можно было и с руководством поговорить, предложить что-то улучшить на производственных линиях, инициативы и предложения всегда приветствовали», — сказал один из работников.

Есть ли другие варианты работы в Ленобласти? Какие, куда можно уйти?

На заводе в основном были трудоустроены работники из двух регионов: Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В профсоюзе говорят, что варианты трудоустройства в обоих регионах есть — прежде всего это машиностроение, судостроение и предприятия оборонного комплекса. Однако Принев отметил, что средняя заработная плата на предприятии и предлагаемый соцпакет был выше, чем в среднем на предприятиях, предлагающих вакансии.

«Наверное, можно пойти в автосервис, но зарплаты, думаю, будут пониже», — сказал один из сотрудников.

Как сотрудники узнали об уходе Nissan

По словам рабочих, до объявления о простое завод работал в режиме стандартной пятидневки. Работа сверхурочно и в выходные оплачивалась вдвойне, плюс сотрудники получали квартальные премии. Правда, до объявления простоя сверхурочных задач было уже не так много.

«Я проработал на предприятии более десяти лет и увольняться не собирался. И мне очень жаль, что Nissan принял такое решение. Мы до последнего надеялись, что возобновим работу — так, 14 октября нам сказали, что производство невозможно из-за прекращения поставок нужных компонентов. Можно было только выйти на дополнительные работы — навести на работе порядок, что-то напечатать за дополнительную плату», — рассказал рабочий.

Во время простоя большинство сотрудников подрабатывали — кто-то устроился к друзьям на небольшие предприятия, кто-то ушел в доставку или в такси, а некоторые даже раздобыли станки по дереву и занялись творчеством.

«Все это время мы ждали, что сможем вернуться. О решении об уходе мы сразу — одновременно с новостями в СМИ — получили эти оповещения. Сразу мы не поняли, что это за гарантии, которые нам пообещали. Теперь мы понимаем, что нас не будут увольнять еще 12 месяцев, так что будем работать», — поделился один из сотрудников.

Фото: Валентин Егоршин / <a href='http://www.tass.ru/' target='_blank'>ТАСС</a>
Фото: Валентин Егоршин / ТАСС

Официальная позиция

После объявления об уходе японский бренд раскрыл некоторые детали, связанные с обслуживанием автомобилей. Планируется, что дилеры Nissan, которые примут решение продолжить работу с автомобилями японской марки, подпишут соответствующие соглашения с АвтоВАЗом, который возьмет под свое управление центральный склад запасных частей и организует поставки необходимых деталей и расходных материалов. Что касается отношений с сотрудниками, то о предварительно достигнутых договоренностях вскоре рассказали в Минпромторге.

«В результате переговоров удалось выйти на формат, при котором предприятие сохраняет работоспособность: сохраняются ключевые компетенции, производственный цикл и рабочие места — а это около 2 тыс. сотрудников предприятия. НАМИ имеет возможность привлекать другие компании в качестве производственных партнеров, создавать совместные предприятия», — объяснял глава Минпромторга Денис Мантуров.

Завод начали строить в 2006 году, производство запустили в 2009 году. Размер инвестиций в первую очередь строительства составил $200 млн, а в 2014 году было проинвестировано еще $167 млн в расширение завода. Пресс-служба Nissan заявляет, что единовременные убытки в связи с уходом из России оцениваются в 100 млрд японских иен, то есть $686 млн, или 44 млрд руб. Автомобили Nissan российской сборки поставляли в Белоруссию и Казахстан. В 2020 году объем поставок составил 2155 автомобиля. В 2021 году на российском рынке было продано 51 338 автомобилей Nissan. Марка заняла 9-е место по продажам среди всех автопроизводителей в России, доля рынка составила 3,1%.