На днях вьетнамская марка VinFast запатентовала в России дизайн двух перспективных кроссоверов. Официальных сообщений о выходе на наш рынок пока не поступало, но это выглядит более чем логичным — учитывая, что первую такую попытку вьетнамцы предприняли еще в 2018 году, сразу после основания самой компании. А еще Россия — вовсе не чужая страна для создателя и руководителя VinFast, которого зовут Фам Нят Выонг. Впрочем, обо всем по порядку.
Российское образование, украинский бизнес
В 1988 году молодой, бедный, но талантливый вьетнамский паренек получает от родной страны стипендию на обучение, с которой уезжает в далекую Москву, чтобы пять лет спустя окончить Геологоразведочный институт им. Орджоникидзе по специальности «экономика». На дворе уже лихие девяностые, Советский Союз распался, и Выонг (это имя, а Фам — фамилия) вместе с молодой женой-вьетнамкой переезжает в Харьков, чтобы открыть там собственное дело.
Супружеская чета Фам начала с вьетнамского ресторана, прощупала почву, а затем решила нарастить обороты: заняв денег у семьи и друзей, предприниматели организовали выпуск лапши быстрого приготовления — даже раньше, чем на просторах СНГ стали узнавать слово «Доширак». Украинский бренд «Мивина» успешно существует до сих пор, причем под крылом Nestle: в 2010 году международный концерн выкупил у Фама его компанию «Техноком» за $150 млн.
Параллельно бизнесмен занимался различными проектами в родном Вьетнаме. Лапшичные деньги шли на строительство фешенебельных курортов и небоскребов, которые приносили еще больше денег, и вскоре Фам оказался богатейшим человеком страны: в 2015-м он стал первым долларовым миллиардером во Вьетнаме. Сейчас его состояние оценивается в $9 млрд, а конгломерат Vingroup является крупнейшей компанией республики.
А почему бы и не машины?
Vingroup — это действительно огромная корпорация, которая занимается буквально всем на свете: недвижимость, электроника, образование, медицина, торговля, информационные технологии и так далее. Разве что лапшу не делает. Поэтому появление VinFast было вполне логичным шагом: раз уж Фам дал Вьетнаму столько всего, почему бы не основать еще и первый национальный автомобильный бренд?
Подход был избран не слишком гордый, зато эффективный: вместо попыток «догнать и перегнать» весь мир своими силами бизнесмен решил купить компетенции за деньги. В 2017 году на острове близ города Хайфон началось строительство фабрики площадью 3,5 кв. км, а уже осенью 2018-го на Парижском автосалоне дебютировали сразу две серийные модели — вроде самобытные, но в то же время неуловимо на что-то похожие.
Секрета из родословной автомобилей никто, собственно, и не делал. Дизайн разрабатывали итальянцы из ателье Pininfarina, с инжинирингом помогали именитые фирмы Magna и AVL, а в качестве технической базы были выбраны… серийные BMW!
Если точнее, седан VinFast Lux A2.0 представлял собой переодетую «пятерку» в кузове F10, а кроссовер VinFast Lux SA2.0 путем схожих манипуляций получился из BMW X5 поколения F15. Впрочем, ничего вопиющего в этом факте не было: вьетнамцы честно купили лицензии, а сами немцы на тот момент как раз завершали производство обеих моделей. Силовые агрегаты тоже были хорошо знакомы: двухлитровые турбомоторы BMW N20B20 развивали от 176 до 231 л.с. в зависимости от версии и работали в паре с восьмиступенчатыми «автоматами» ZF. А еще у кроссовера была люксовая версия President с богатой отделкой и двигателем V8, причем уже не баварским, а американским — грозным 460-сильным 6.2 производства General Motors.
Что-то пошло не так
Уже тогда, в момент парижской премьеры, представители VinFast заявляли о скором выходе на российский рынок, и в этом был резон: действительно, кто бы отказался от не слишком старых BMW по привлекательной цене? Но вскоре что-то пошло не так. Быстрого выхода на серьезные объемы производства не произошло, кроссоверов сделали всего около пяти тысяч, седанов — лишь вдвое больше, а до России не добрался ни один.
Не «взлетела» и затея с моделью VinFast Fadil — по сути, крохотным псевдокроссовером Opel Karl Rocks. Его вьетнамцы выкупили у General Motors вместе с заводом в Ханое, переклеили логотипы и выпускали вплоть до конца прошлого года, но тираж едва превысил 40 тыс. экземпляров. И вообще, появилось ощущение, будто VinFast запутался в том, куда и как двигаться дальше.
C 2018 по 2020 год компания открыла офисы в Германии и Австралии, приобрела испытательный полигон GM недалеко от Мельбурна (только для того, чтобы вскоре выставить его на продажу), а в 2021-м наняла бывшего руководителя Opel Михаэля Лошеллера, который продержался на посту директора VinFast всего полгода. Минувшей весной вьетнамцы вдруг объявили о переносе штаб-квартиры в Сингапур, открытии дополнительного штаба в Калифорнии и планах по строительству собственного американского завода. Согласитесь, выглядит это больше импульсивными поисками, чем четким планом.
Судя по всему, за прошедшие годы внутри VinFast произошли серьезные изменения, и это неудивительно: три неудачные модели из трех плюс куча пандемийных сложностей совсем не похожи на успех, о котором мечтал Фам Нят Выонг. Тотальных чисток, однако, не произошло — например, в компании по-прежнему работает американский дизайнер Дэвид Лайон, нарисовавший Cadillac CTS, Chevrolet Cruze, Spark и Volt, Oldsmobile Alero и другие модели General Motors. Именно он в конечном итоге отвечает за облик новых «Винфастов» — уже исключительно электрических.
Tesla по-вьетнамски
Трудно сказать, дело просто в трендах или же в том, что наиболее успешной продукцией VinFast в итоге оказались электроскутеры (да, ими компания тоже успела заняться), но в начале 2021 года вьетнамцы объявили о полном отказе от двигателей внутреннего сгорания. И одновременно представили сразу три совершенно новых кроссовера на батарейках.
Дизайн по-прежнему заказывается у Pininfarina и получает финальное одобрение у Дэвида Лайона, а вот техника уже вроде бы своя: автомобили построены на общей модульной платформе со стойками McPherson спереди и полузависимой балкой либо многорычажкой сзади — в зависимости от типа привода.