Дочерняя компания «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг рус» продает завод по производству премиальных автомобилей немецкого бренда дилерскому холдингу «Автодом». Соответствующий договор был подписан на прошлой неделе, пишут «Ведомости» со ссылкой на источник. Как сообщает издание, информация о сделке подтвердится 26 октября. На покупку активов немецкого производителя претендовал автодилер «Авилон».
Детали договора пока неизвестны, однако, эксперты считают, что в условиях может быть предусмотрен опцион, в рамках которого Mercedes-Benz сможет выкупить часть своих активов в течение определенного времени. По схожей схеме свое производство продали компании Renault и Nissan.
О намерении продать завод в Подмосковье уже сообщал Autonews.ru в конце августа. Месяц назад появилась информация, что Mercedes также планирует продать Московские офисные площадки и сервис.
Производство Mercedes в России стартовало в 2019 году. Завод, построенный за два года, обошелся в 15 млрд. рублей и был рассчитан на производство 25-30 тыс. единиц в год. В марте 2022 года компания остановила выпуск и прекратила импорт автомобилей в Россию.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, за январь-сентябрь 2022 года продажи упали в 3,7 раза, в сравнении с таким же периодом прошлого года, и составили 9093 автомобиля (против 43 011).
Дилер «Автодом» уже заявлял о планах компании. В 2021 году Гендиректор холдинга Андрей Ольховский отметил, что промышленная сборка машин может стать новым вектором развития «Автодома».
Подмосковный завод Mercedes-Benz в индустриальном парке «Есипово» начали строить в 2017 году, а уже 3 апреля 2019-го состоялось торжественное открытие. Первым автомобилем, сошедшим с конвейера, стал седан E-Class. Площадь предприятия составляет 85 Га, а инвестиции в строительство, оборудование и обучение персонала превысили 19 млрд рублей. Собственниками в пропорции 80:20 являлись немецкий концерн Mercedes-Benz AG и российское СП «Даймлер КамАЗ Рус».
В обмен на инвестиции правительство обязалось предоставить для Mercedes-Benz льготный налоговый режим и оказывать иные виды господдержки. На тот момент «Мерседес» уже пять лет не мог участвовать в государственных тендерах — это одна из причин, по которой концерн решил построить завод в России. Напомним, что с 2014 года право на поставку автомобилей для госнужд осталось только у предприятий, подписавших соглашение о промышленной сборке.
Фабрика работала по полному циклу, со сваркой и окраской кузовов: во время открытия говорилось, что это первый в России завод, который производит автомобили подобного класса с таким уровнем локализации. Помимо седанов E-Class, в Есипово выпускали кроссоверы Mercedes-Benz GLC, GLE и GLS. В момент запуска производства на фабрике работало 1000 человек, а к весне 2022 года, по словам губернатора Подмосковья Андрея Воробьева, численность персонала выросла до 1500 сотрудников. Проектная мощность составляет 25 тыс. автомобилей ежегодно.
Вопреки ожиданиям, локализация не повлияла на цены Mercedes-Benz на российском рынке: в компании объясняли это тем, что ориентируются не на стоимость производства, а на спрос и конкурентное окружение. Однако продажи все-таки выросли: 2019 год Mercedes-Benz в России закончил с результатом 42 046 автомобилей, показав рост на 11,3%. В пандемийном 2020 году продажи снизились до 38 815 экземпляров, но в 2021-ом уже превысили доковидный уровень и составили 43 011 автомобилей.
О приостановке локального производства и зарубежных поставок Mercedes-Benz было объявлено 3 марта 2022 года. Как минимум до августа на площадке подмосковного завода продолжали храниться несколько сотен собранных автомобилей разных моделей — по слухам, их не могли продать из-за юридических сложностей, связанных с санкциями. В настоящее время судьба этих машин неизвестна.