Mercedes-Benz заявил о планах в ближайшее время уйти с российского рынка, закрыть завод и продать свои доли в местных дочерних компаниях. Всю собственность получит локальный инвестор, один из дилеров немецкой марки — компания «Автодом». Сначала об этом сообщили в пресс-службе бренда, затем подтвердили в Минпромторге, а также в «Автодоме». Разбираемся, что будет с обслуживанием и ремонтом, а также с поставками Mercedes-Benz в Россию альтернативными путями.
Что Mercedes-Benz продавал в России
Последние два года Mercedes-Benz продавал в России в среднем около 40 тыс. автомобилей. В 2020 году продажи составили 38 815 единиц, а в 2021 году — 43 011 единиц. Часть автомобилей производили в России: на подмосковном предприятии в Есипово в разное время в зависимости от поставок электрокомпонентов собирали cеданы E-Class, кроссоверы Mercedes-Benz GLC, GLE и GLS. Остальные автомобили в Россию импортировали.
Завод построили в России в 2019 году: площадь предприятия составила 85 Га, а инвестиции в строительство, оборудование и обучение персонала превысили 19 млрд руб. Локализовать производство и подписать с государством специнвестконтракт немецкий автобренд согласился под сильным давлением российских властей: решение обсуждали несколько лет, постоянно откладывали и меняли возможные точки будущего открытия. Для Mercedes завод был в первую очередь необходим для получения доступа к госзаказам — с определенного момента в тендерах на поставки автомобилей госструктурам в России могли только локализованные в России производители. В обмен на инвестиции бренд получил возможность продавать свои машины как российские, а также ряд преференций со стороны федеральных и местных властей, включая налоговые.
Весной 2022 года завод остановил свою работу и прекратил поставки автодилерам. В середине марта ассоциация Российских автодилеров (РОАД) сообщила о проблемах с поставками запчастей от ряда иностранных производителей, включая Mercedes. Свои жалобы дилеры отправили в Ассоциацию европейского бизнеса АЕБ и в головной офис бренда. Также дилеры ждали разъяснений о предоставлении гарантии на автомобили, которые не всегда было возможно починить оригинальными запчастями.
В ответ от Mercedes-Benz пришло письмо (есть в распоряжении Autonews.ru). В компании заявили, что не согласны с утверждением о невозможности осуществлять гарантийные и коммерческие ремонты, а также техническое обслуживание автомобилей Mercedes-Benz. По словам представителей бренда, при возникновении сложных ситуаций по ремонту автомобилей Mercedes-Benz вопросы решаются индивидуально с каждым дилерским предприятием и сервисным партнером.
После этого Минпромторг внес автомобили и запчасти Mercedes-Benz в список брендов, продукцию которых можно ввозить в Россию без дополнительных разрешений со стороны правообладателей торговой марки. Однако трудности с поставками по альтернативным каналам это решение устранить не помогло. Так, в середине марта Евросоюз наложил эмбарго на поставки в Россию предметов роскоши. В санкционный список попали и транспортные средства стоимостью €50 тыс. и более. Таким образом, под санкции попали в том числе «старшие» модели Mercedes-Benz.
Как рассказывали Autonews.ru неофициальные перевозчики, машины можно было покупать у частных лиц также только самим физлицам, при этом автомобили должны были иметь определенный пробег и не могли быть новыми. Главной проблемой при ввозе таких машин стали трудности с переводом денег за рубеж — крупные суммы банки либо не пропускали, либо замораживали. Кроме того, преграды возникли и на пути ввоза запчастей из Европы: как сообщил Autonews.ru представитель Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин, в Россию из Европы невозможно привезти детали Mercedes дороже $300, поэтому поставщикам приходится использовать схемы по ввозу через третьи страны, включая Казахстан. Эту информацию подтвердили и специалисты по параллельному импорту.
Что теперь будет с обслуживанием и параллельным импортом Mercedes-Benz
Главным вопросом для автособственников стал вопрос гарантийного обслуживания и ремонта автомобилей. Как заверили в Mercedes-Benz, основным приоритетом при согласовании условий сделки было максимальное обеспечение выполнения обязательств перед клиентами из России как в сфере послепродажного обслуживания, так и предоставления финансовых услуг. Также в числе приоритетов было названо сохранение рабочих мест сотрудников российских подразделений компании.
В свою очередь, в компании «Автодом» заверили, что сделают все возможное для сохранения сервисного обслуживания автомобилей Mercedes-Benz, проданных и эксплуатируемых на территории России. Там также заявили, что основной задачей для компании станет поддержание лояльности российских клиентов.
«В ближайшее время будет выбран технологический партнер для дальнейшей эксплуатации производственных мощностей завода в индустриальном парке Есипово», — добавили представители компании.