Инспекторы ГИБДД начиная с весны 2022 года получили дополнительное основание не штрафовать водителей за мелкие нарушения ПДД. Такое указание ведомство ранее получило от МВД России. При этом, как рассказали Autonews.ru опрошенные инспекторы ГИБДД из разных регионов, до них по-прежнему доводят эту информацию при инструктаже перед выходом на дежурство. По словам юристов, право ограничиться устным предупреждением с точки зрения законодательства у сотрудников ГИБДД было всегда: разбираемся, как работает такая возможность и в каких случаях автомобилиста могут освободить от штрафа.
Что считается мелкими нарушениями ПДД
«Основная деятельность Госавтоинспекции будет сосредоточена на предупреждении и пресечении не относящихся к категории малозначительных правонарушений в области дорожного движения, непосредственно способствующих совершению ДТП», — сообщали в ответ на запрос Autonews.ru в МВД России.
На такой шаг по отказу от фиксации небольших и не влияющих на безопасность нарушений в «ручном режиме» в ведомстве пошли, чтобы снизить риски социальной напряженности: в отношении России наложены санкции, которые связаны с экономическими последствиями для граждан.
В МВД даже перечисляли примеры таких мелких нарушений. Это, в том числе, отсутствие предусмотренных конструкцией брызговиков на легковых автомобилях, неисправность предусмотренных конструкцией транспортного средства стеклоомывателей, иные незначительные технические неисправности.
Как пояснила руководитель практики уголовного и административного права Amulex.ru Любовь Шебанова, рекомендации не носят нормативный характер. То есть, сослаться на конкретные нормы закона при общении с инспектором у водителя не получится. Однако наличие официального письма все-таки можно упомянуть.
«При оформлении мелких нарушений инспектор тратит драгоценное время, которого может не хватить на выявление и фиксацию более грубых нарушений. Но большинство водителей и до этого указания сталкивались с инспекторами, которые ограничивались замечанием за незначительные нарушения. И, как и ранее, решение о том, оформлять ли нарушение, инспектор будет принимать зависеть как от опасности действий водителя, так и от коммуникации автомобилиста с инспектором», — отметила Шебанова.
По ее словам, к примеру, если непристегнутый ремнем безопасности водитель признает свою ошибку, извинится и пристегнется, а не начнете требовать объяснить причину остановки, вероятность получить замечание от инспектора вместо штрафа, будет больше.
«В такой ситуации, когда нарушение небольшое, можно и мягко напомнить инспектору о законной возможности, попросив применить именно устное замечание. И, конечно же нельзя рассчитывать на то, что инспектор «простит» выезд на встречную полосу в нарушение требований разметки или проезд на красный сигнал светофора», — предупредила юрист.
В свою очередь специалист Европейской юридической службы Дмитрий Безделин добавил, что ст. 2.9. КоАП позволяет инспектору на законных основаниях ограничиться устным замечанием. Но только если нарушение действительно незначительное.
Как правильно напомнить инспектору ГИБДД о возможности не штрафовать
О том, что указание, позволяющее не наказывать автомобилистов за небольшие административные проступки не привело к снижению контроля на дорогах в беседе с Autonews.ru заявил основатель профессионального сообщества для сотрудников ГИБДД «Подслушано у ДПС». По его словам, инспекторы ГИБДД точно также выявляют, к примеру, залепленные номера, непристегнутые ремни, невключенный ближний свет. Просто у них появилось больше возможностей ограничиваться предупреждениями, особенно, когда нарушение можно устранить быстро и прямо на месте. Например, пристегнуться или включить фары.
👉 Как проходят проверки ГИБДД: что ищут и как себя вести
«Такое дополнительное указание появилось со стороны МВД полезно в том числе самим сотрудникам ГИБДД, которые иногда и рады провести профилактическую беседу с водителем и отпустить его. Но надзорные ведомства, которые контролируют ГИБДД, не всегда приветствуют такие решения. Например, инспектора могут наказать за то, что он незаконно освободил водителя от административной ответственности. А он просто попросил водителя включить свет вместо 500-рублевого штрафа», — отметил Ильинов.
По словам эксперта, теперь сотрудникам стало понятнее, как и когда можно применять эту норму.
«Грязные номера залепило снегом, водитель свет забыл включить, забыл продлить полис ОСАГО, когда текущий истек пару дней назад, или оставил права дома. В таких случаях достаточно профилактической беседы. При этом инспектор уже может на месте оценить ситуацию и принять решение не опасаясь наказания», - пояснил эксперт.
По словам Ильинова, водитель ничем не рискует, если обратит внимание инспектора на возможность ограничиться предупреждением в процессе беседы. Но делать это нужно правильно.
«Можно сказать грубо, с вызовом, мол вам запретили штрафовать. И еще на видео все демонстративно снимать. А можно сказать вежливо. Признаться, что, да, забыл свет включить или долго ехал по трассе и номера не протер. Устранить проблему на месте, признать ошибку. Или, если водитель, например, запутался в разметке, попросить объяснить, как нужно было правильно проехать и пообещать так больше не делать. Если это не сплошная, конечно», — сказал Ильинов.
Эксперт уверен: в таком случае большинство сотрудников ГИБДД водителя после беседы отпустят.
«C точки зрения сотрудников ГИБДД, им важнее выявить нетрезвого водителя или обнаружить злостного нарушителя, чем тратить время на написание 20 протоколов «за свет» в течение смены», — заключил Ильинов.