АвтоВАЗ только восстанавливается после разрыва отношений с Renault и наложенных на Россию санкций, которые привели к блокировке поставок иностранных автокомпонентов. Пока предприятие значительно ограничено в производстве: новые логистические цепочки находятся в процессе настройки, а выпуск модели Lada Vesta переносят из Ижевска в Тольятти. Завод выпускает Lada Niva Legend и Lada Niva Travel, для ряда комплектаций которых можно заказать кондиционер и подогрев передних сидений. А также Lada Granta, включая «упрощенные» модели — без ABS и подушек безопасности.
Однако у дилеров еще остались запасы — в продаже можно найти и Lada Niva Travel из старых партий с полным набором опций, и Lada Xray, и даже рестайлинговую Lada Vesta, которых успели выпустить 800 штук на всю Россию. Корреспондент отправился за компанию с реальным покупателем, который решил подобрать себе Lada Granta (и в итоге приобрел). Объехав несколько московских дилерских центров, мы узнали, сколько сейчас просят за Lada, какая норма у продавцов по продаже допов и насколько охотно берут «упрощенные» модели.
Покупаем Lada Granta: что нужно знать
«ABS, две подушки безопасности — для водителя и переднего пассажира, магнитола, Bluetooth, громкая связь, подогрев лобового и боковых зеркал, кондиционер, подогрев сидений, — нахваливает продавец дилерского центра сверкающую Lada Granta в средней комплектации. — Смотрите, обогрев не только в зоне покоя дворников, как у многих иномарок, а по всей площади стекла».
Продавец отмечает, что в нашей комплектации нет климат-контроля. В отличие от версии Luxe здесь еще нет задних электростеклоподъемников и противотуманок. Но дилер быстро успокаивает: и текущий набор в такой ситуации — уже неплохо.
Мы приехали в один из салонов уже после того, как АвтоВАЗ смог наладить производство не только «упрощенных», но и обычных Lada Granta. Покупатель ищет машину для родителей — у них это первый автомобиль, поэтому получится воспользоваться госпрограммой, дающей скидку 20%. Ищем Lada Granta с возможностью забрать прямо сейчас. Клиент решил для верности объехать несколько салонов и везде пообщаться с консультантами: где-то нет нужного цвета металлик, где-то предлагают слишком много дополнительных опций и услуг при покупке, а некоторые дилеры готовы уступить.
ДМС и помощь на дороге, от которых не отказаться
Чтобы воспользоваться госпрограммой, машину нужно покупать в кредит. Тогда цена подобранной комплектации в размере 835 тыс. руб. снизится на 20% — до 669 тыс. руб. Но не все так просто: менеджер предупредил, что в банке придется оформить еще целый список услуг.
«Если в семье ребенок до 18 лет, вы учитель, медик или это просто первая машина, по госпрограмме часть затрат компенсирует государство. Но в банке потребуют оформить каско — это обязательно для всех покупаемых в кредит новых машин. Цена зависит от прописки собственника и стажа. В вашем случае это около 30 тыс. руб.», — посоветовал не обольщаться относительно первоначального расчета продавец.
Также, по его словам, банки потребуют оформить дополнительные продукты. Некоторые оформляют ДМС сразу на два года ценой около 30 тыс. руб., от которого не получится отказаться. А некоторые по такому же принципу оформляют услугу «Помощь на дороге» за 40 тыс. руб.
«Я не вру и всем при покупке машин все раскладываю по полочкам. Многие оформляют кредит, только чтобы получить скидку, можно закрыть его досрочно уже через месяц. Тогда можно потребовать досрочно прекратить договоры страхования и вернуть остаток суммы. Например, расторгнуть договор каско и получить около 70% от суммы обратно. Не все банки идут навстречу, тогда некоторые клиенты пишут досудебные претензии и дело идет быстрее», — рассказал продавец.
Мы с покупателем удивляемся оформлению ДМС: машину хотят оформить на водителя, на которого уже оформлена ипотека, предполагающая страхование жизни, а также есть ДМС от работодателя. Зачем же платить за такую же программу, да еще и сразу на два года вперед, как просят, по словам продавца, некоторые банки.
«У каждого продавца в банке есть свой консультант. Как-то я уточнял у своего, а можно ли заплатить только 17–18 тыс. руб. за один год. Он по дружбе признался, что в целом можно попробовать, но он получит зарплату поменьше. Я регулярно встречаю такие вопросы от застрахованных с головы до ног водителей, зачем им еще одна страховка. Но банки все равно заставляют оформить еще одну. Лучшее, что можно в таком случае сделать, — только сократить срок страхования, а потом направить обращение о досрочном расторжении и пытаться вернуть часть суммы. Мы ничего не можем сделать, это вы будете договариваться с банком», — поделился продавец.
В другом салоне один из менеджеров признался, что без дополнительного оборудования тоже не обойтись. Но во всех автосалонах по-разному — дилеры сами решают, на каких условиях продавать автомобили.
«Если вы купите у меня эту Lada Granta, я лично получу за это пару тысяч рублей. Тут из допов не так много, цвет металлик например. Мои коллеги неплохо накидывают сверху в таких случаях, у некоторых просто обязаловка — нужно 70–100 тыс. руб. сделать на допах. Это оборудование, каско, продленная гарантия — у них такие мотивационные задачи», — сообщил продавец.
Интересуемся у продавца, есть ли спрос на автомобили без подушек безопасности и ABS. По его словам, такие машины покупают весьма охотно. Высокий спрос подстегивает и возможность продать побольше допов.
«Лады» без подушек расхватывают как пирожки. Клиенты приезжают из регионов — многие уже в годах, они привыкли к «Жигулям» и просто просят что-то подешевле и попонятнее. Иногда я сам удивляюсь, когда у конкурентов есть привезенные через другие страны иномарки, которые несильно дороже. Например, видел новый Suzuki Swift: климат-контроль, мультимедиа, правда, коробка роботизированная — 1,5 млн руб.», — разоткровенничался продавец.
Есть и еще одна категория покупателей Lada, которую раньше в салонах не видели, — владельцы премиальных автомобилей.
«Сейчас приезжает много состоятельных людей, которые берут автомобили Lada на подмену. Приезжают на «Геликах», на BMW X5. Потому что понимают, что могут со своими иномарками надолго попасть на ремонт. Недавно приехала большая семья, несколько разных машин, все — дорогие иномарки. Купили Lada Granta. Сказали, что просто поставят в гараже на всякий случай и, если надо будет, смогут доехать, пока иномарка в ремонте».
Есть и еще нестандартные антисанкционные решения. Некоторые автолюбители покупают классические Lada Niva Legend вместо квадроциклов, потому что нормальные аппараты сейчас стоят дорого, а «Нивы» можно найти за 800 тыс. руб. В целом сейчас начали делать и модели с привычными опциями, поэтому теперь особо на допах не заработать, признался один из консультантов.
«Есть Lada Granta, есть классическая «Нива». С Lada Travel пока непонятно. По дилерам раскидали по 10–15 автомобилей, продали их примерно по 1 млн руб. и пока ждем, что будет дальше. А так «Нив» не было почти год. И спрос на них был огромный. Самую дорогую Lada Niva Legend я продал за 1,9 млн руб.! Стояла обычная Niva Legend, стоила 850 тыс. руб. по РРЦ. Но обязательный кумулятив на нее был 900 тыс. руб. Сейчас Nissan X-Trail продают с допами на 700 тыс. руб., а у нас на «Ниву» накинули 900 тыс. руб. И покупатели приехали — с сумкой налички», — рассказали в одном из центров.
По словам продавца, за Lada Niva приехали клиенты из Татарстана.
«Позвонили по телефону, спросили, есть ли Lada Niva, и сразу выехали. И правда приехали. Я их сам отговаривал, говорил: «Что вы делаете. Зачем вам «Нива» за 1,9 млн руб.!» Но в регионах на тот момент правда машин не было. И оказалось, что у них, у родственника, был юбилей. Он хотел только эту машину. Скинулись всей семьей. Я так им и сказал, что сделал все, что мог. Они, счастливые, забрали и уехали», — рассказал продавец.
Что же можно накинуть на Lada Niva на 900 тыс. руб., удивляемся с моим спутником.
«Это как с Toyota Land Cruiser 300, когда они только вышли. По РРЦ машина стоила 8,7 млн руб. Ее продавали по 12 млн руб. Я искал машину для знакомого, мне друзья в одном из салонов предложили за 11,5 млн, как бы со скидкой. Я также спросил, что там на 4 млн руб. сверху в этой машине. И оказалось, что это антикоррозийное покрытие и тонировка. Себестоимость этого — 5 тыс. руб. А накинули 4 млн руб. И с Lada Legend то же самое, только сверху 900 тыс. руб.», — раскрыл логику дилеров продавец.
Что есть у дилеров Lada
У одного из московских дилеров при выборе автомобиля мы нашли сразу несколько рестайлинговых Lada Vesta — последняя модель Lada, которая была создана под руководством дизайнера Стива Маттина. АвтоВАЗ успел произвести около 800 таких экземпляров, после чего производство встало из-за прекращения поставок автокомпонентов. За «уникальную» Lada Vesta дилер попросил около 2,5 млн руб. — удалось найти как классический седан, так и универсал.
«Эту партию поделили между дилерами и сказали, что мы можем делать с ними что хотим. На нее не было даже заводской рекомендованной цены. Мы получили 10–15 штук, и они так в целом и стоят. Мы продаем за 2,3 млн руб. Автомобиль очень красивый: новые фары, внутри измененная приборная панель, материалы помягче. Стоила бы еще адекватных денег, продали бы. А так просто пылится. Слышал, что в Казани продают за 2,1 млн руб., кто-то в Москве — вообще за 3 млн руб. Но машина дефицитная — пока запустят производство в Тольятти, пока все настроят, мы можем вообще до 2024 года эти машины не увидеть», — поделился дилер.
В запасах у дилера оказалась и Lada Niva Travel из самых ранних партий — с ABS и подушками безопасности.
«Новые Lada Niva Travel без ABS и подушек продавали по 1 млн руб., а с подушками выходило за 1,5 млн руб. Вроде как дорого, но уже привыкаешь к этими цифрам. Да, Vesta 2,5 млн, да, Largus 1,8 млн руб.», — заключил менеджер.
В итоге в одном из салонов мы нашли подходящий вариант Lada Granta со скидкой по госпрограмме за 669 тыс. рублей, плюс каско — с банком покупатель договаривался отдельно.