Из-за острой нехватки новых автомобилей у дилеров и высоких цен в автосалонах российские клиенты стали чаще обращать внимание на вторичку. Причем некоторые автомобилисты начали пользоваться услугами так называемых перегонщиков, которые доставляют машины в Россию из других стран. На фоне этого заметно участились случаи мошенничества при продаже и покупке автомобилей на вторичке. Autonews.ru с помощью экспертов разобрался в подозрительных схемах и выяснил, как не стать жертвой обмана.
Скрученный пробег
По словам представителя Национального союза автомобилистов Антона Шапарина, дефицит автомобилей на данный момент наблюдается не только на рынке новых машин, но и на вторичке. В такой ситуации каждый продавец старается подороже реализовать свою машину, даже если ее состояние далеко от идеального. Чтобы повысить интерес к автомобилю, многие недобросовестные продавцы скручивают пробег у своих машин. По словам эксперта, такой вид мошенничества приобрел по-настоящему массовый характер. Он подчеркнул, что такие машины можно встретить даже в некоторых крупных дилерских центрах.
👉 «Нужно жестко наказывать». Со скруткой пробега в России хотят покончить
«Доказать, что пробег скручен, сложно, а юридических последствий для таких недобросовестных продавцов практически нет. Чтобы не стать жертвой обмана в такой ситуации, необходимо перед покупкой проверять машину через внутренние информационные системы и базы данных. Также не лишним будет внимательно изучить диагностическую карту», — подчеркнул Шапарин.
Чтобы проверить скрученный пробег, можно воспользоваться, к примеру, сервисом «Автотека». Кроме того, некоторое время назад в АС «Система электронных паспортов» корреспонденту Autonews.ru рассказывали, что развитие системы ЭПТС в будущем сможет решить проблему со скруткой пробега, если сделать внесение этих данных в базу обязательным наряду с техническими характеристиками. Однако пока в этом направлении сервис только дорабатывают.
Что касается наказания за скрутку, то, как объяснили в ассоциации «Российские автомобильные дилеры», теоретически обманщика можно привлечь по ч. 1 ст. 7.27.1 КоАП «Причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния». За это назначают штрафы в размере до пятикратной стоимости причиненного ущерба, но не менее 5 тыс. руб. Однако на деле эта норма практически не работает.
Обман с предоплатой и договором
Еще об одном распространенном способе мошенничества при покупке автомобиля рассказал президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр. По его словам, злоумышленники могут представиться профессиональными подборщиками или перегонщиками автомобилей. Мошенники предлагают клиенту приобрести хорошую машину по очень привлекательной цене. При этом они сразу же требуют с клиента предоплату, чтобы «автомобиль не ушел».
«Чтобы не вызвать подозрения, обычно мошенники просят перечислить им на карту или электронный кошелек небольшую сумму денег, от 3 тыс. до 10 тыс. руб., после чего такие «продавцы» просто исчезают. Сейчас это очень распространенная махинация в России», — объяснил эксперт.
👉 «Жадность правит миром». Как россиян обманывают в автосалонах
Также Ян Хайцеэр предостерег водителей от поездок в небольшие автосалоны, которые на своих сайтах предлагают автомобили по очень низким ценам. По его словам, стоимость машин в таких компаниях порой может быть в два раза ниже рыночной.
«Дальше автомобилист приезжает в автосалон, подписывает документы и вносит залог, после чего выясняется, что реальная цена на машину существенно отличается от той, что обещали работники этой компании. При этом договор составлен таким образом, что от покупки автомобиля отказаться без финансовых потерь уже практически невозможно. Совет тут очевиден: во-первых, очень настороженно относитесь к предложениям о покупке машин по очень низкой стоимости, а перед заключением любых договоров неплохо было бы проконсультироваться с юристом», — заключил эксперт.
Поддельный аукционник
Автоэксперт и член Союза автоэкспертов и оценщиков Виталий Пуняков, в свою очередь, рассказал об участившихся махинациях с поддельными аукционными листами. Мошенническая схема тут достаточно проста. Злоумышленник покупает за небольшую сумму битый автомобиль с большим пробегом, после чего сматывает пробег и проводит небольшой косметический ремонт машины.
👉 Эти модели нельзя покупать на вторичке: черный список от автоподборщика
Одновременно мошенники находят автомобиль такой же марки и с такими же параметрами в аукционной статистике. Однако к машине продавца этот аукционный лист не имеет никакого отношения. Дальше автомобиль выставляется на продажу. В свою очередь, покупатель перед покупкой видит, что аукционный лист находится в статистике, и это убеждает его в надежности машины и безопасности сделки.
«Некоторые их правят максимально нелепо. Но расшифровать их под силу только тем, кто этим занимается регулярно. Если опыта минимум, то для проверки листов их следует показать тем, кто с ними работает», — резюмировал Пуняков.
Махинации с экологическими параметрами
По словам Яна Хайцеэра, у мошенников есть еще одна схема с подложными документами. Как объяснил эксперт, недобросовестные продавцы завозят из соседних стран автомобили с двигателями Евро-0, однако оформляют их под видом Евро-4 или даже Евро-5.
«Такие машины стоят очень дешево. После этого на них получают сомнительные документы у испытательных лабораторий, где последние указывают, что моторы у этих автомобилей соответствуют классу Евро-4. Дальше машина находит нового владельца, который рискует попасть в очень неприятную ситуацию», — заявил эксперт.
Он объяснил, что Росстандарт всегда проверит свидетельство безопасности конструкции транспортного средства. Если документ окажется фальшивкой или сведения в нем будут признаны недостоверными, регистрация машины будет аннулирована. Решить эту проблему новому собственнику будет очень тяжело.
Проблемы на таможне
Антон Шапарин также напомнил водителям о рисках при покупке машин из соседних стран. В качестве примера эксперт привел автомобили, которые приходят из Казахстана с уже заниженной таможенной ценной. Такие машины чаще всего оказываются очень привлекательными по цене.
«Однако покупатели этих машин вполне могут столкнуться в будущем с доначислением таможенных пошлин и утилизационного сбора уже со стороны российских властей, которые о такой проблеме, конечно же, знают», — заявил Шапарин.
👉 В России усложнили ввоз машин через Казахстан. Что изменится
По словам Яна Хайцеэра, такие машины чаще всего действительно приезжают из Казахстана, Армении и Киргизии, которые входят в единое таможенное пространство с Россией. Однако обычно эти страны являются перевалочными пунктами по дороге из ОАЭ.