До 20 декабря 2022 года региональные власти каждого субъекта России должны определиться с подходом к определению способа расчета стоимости техосмотра. Об этом Autonews.ru сообщили в Союзе операторов технического осмотра. Новые цены должны заработать уже с 2023 года: это предусматривает разработанная и принятая ранее методика от ФАС. Разбираемся, сколько будет стоить техосмотр в новом году, кому он нужен и что изменится.
Расходы операторов или инфляция: как проиндексируют цены
Согласно документу от ФАС, который есть в распоряжении Autonews.ru, цена на услугу для каждого региона отдельно может быть рассчитана двумя способами. Первый — самый трудоемкий, cогласно которому не менее 50% от всего количества операторов пунктов техосмотра в регионе должны составить подробный отчет о своих расходах на ведение своей деятельности. Там же операторы должны указать, какой именно тариф обеспечил бы им выгодные условия предоставления услуги. На основе этих данных регионы могут высчитать средний оптимальный тариф. Правда, как рассказали корреспонденту Autonews.ru опрошенные операторы, а также председатель Союза операторов технического осмотра Максим Бурдюгов, пока большинство участников отрасли не успело разобраться с нововведением и заполнить внушительное количество отчетов.
Поэтому с Союзе уверены: в 2023 году в подавляющем большинстве регионов стоимость техосмотра будут считать по второму, упрощенному способу: текущий размер оплаты просто проиндексируют на размер инфляции. При этом, как указано в методике ФАС, минимальная цена техосмотра для легкового автомобиля не может быть ниже 913 руб.
- L1-L2 — мопеды, мотовелосипеды
- L3-L5 — мотоциклы, мотороллеры, трициклы
- L6-L7 — квадрициклы
- M1 — автомобили легковые
- M2-M3 — автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства
- N1-N3 — грузовые автомобили
- O1-O4 — прицепы
В свою очередь близкие к разработке новой методике источники Autonews.ru также отметили, что не рассчитывают на готовность со стороны операторов пункта техосмотра раскрыть свои расходы и доходы.
«Дед-лайн для администраций субъектов — 20 декабря. По нашим оценкам, регионы пойдут по пути индексации тарифов на инфляцию: они должны будут учесть в новых ценах все изменения, которые не закладывали в тариф с момента последних изменений. При этом цена для владельца легкового автомобиля должна быть не менее 913 руб. Где-то тарифы будут выше этой суммы: все будет зависеть от решения субъектов. Весь 2023-й год будет действовать такой подход при определении цены услуги», — пояснил Бурдюгов.
Эксперт отметил, у субъектов и без внедрения методики есть возможности для оптимизации цен, просто пользуются этой возможностью не все.
«По моим данным в некоторых субъектах региональные экономические комиссии собирали информацию от операторов и планируют изменить тарифы. Но минимальная планка в любом случае будет 913 руб.», — отметил Бурдюгов.
Как ранее объясняли Autonews.ru в ФАС, для составления новой методике ведомство провело анализ действующих тарифов на техосмотр. Тогда оказалось, что в ряде регионов тарифы не обновляли с 2012 года, либо индексировали, но без учета актуальных данных по инфляции.
«При этом в методике на 2023–2024 годы предусмотрен переходный период. В это время максимальная цена техосмотра в каждом регионе будет рассчитываться таким образом: текущую цену услуги умножат на накопленный уровень инфляции по стране. При это у операторов будет также право предоставить обосновывающие документы для установления тарифов. В случае, если такие сведения подадут не менее 50% операторов, тариф будет рассчитан на их основании по специальным формулам», — пояснили в ФАС.
Тем не менее, в Союзе операторов технического осмотра в течение 2023 года планируют добиться возможности повысить тарифы для участников рынка: по словам Бурдюгова, оптимальным решением для операторов станет установка тарифов, близких к цене нормо-часа на СТО в разных регионах. В Москве это, к примеру, около 2,5-3 тыс. руб.
«Мы подготовим разъясняющие материалы и инструкции для всех операторов, которые помогут им собрать и заполнить все документы, которые требуют в ФАС, чтобы отразить все свои реальные расходы. Сейчас действительно в этом списке требований мало кто разобрался, времени было отведено не так много, но в новом году мы проведем консультации: тогда руководители пунктов техосмотра смогут доказать, что услуга должна стоить дороже. Тарифы должны быть схожи с ценой нормо-часа на станциях техобслуживания или у дилеров», — заявил Бурдюгов.
По мнению генерального директора сертифицированной испытательной лаборатории «УслугиАвто» Юрий Пархоменко, который ранее принял решение закрыть бизнес в сфере техосмотра, минимальное повышение до 913 руб. не сделает это направление привлекательным для участника рынка. По его оценке, минимальную стоимость услуги нужно повышать в два раза.
«За последние полгода цены взлетели космически, расходы в сфере автомобильного ремонта, обслуживания и техосмотра растут. Оборудование и его содержание стоит дорого, а некоторые устройства нужно иметь в двух экземплярах, на тот случай, когда оборудование нужно отправить на обязательную поверку. Поэтому такая индексация мало что изменит», — отметил Пархоменко.
Как добавил эксперт, чтобы выжить, пункты техосмотра вынуждены предлагать допуслуги. Например, когда водители приезжают для оформления диагностической карты, после выявления недостатков им предлагают все отрегулировать и пройти проверку заново.
По его словам, минимальная цена такой услуги в Москве, Московской области и Санкт-Петербурга должна составлять 2-2,5 тыс. рублей. По словам эксперта, такая индексация нужна для того, чтобы пунктам пережить общее снижение потока транспорта, которые будет приезжать на ПТО.
«При этом в небольших регионах, цены конечно должны быть пониже и учитывать экономическую ситуацию в регионах. Возможно, переход на рыночное регулирование помог бы установить справедливую цену», — предположил Пархоменко.
В свою очередь представитель Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин заявил, что пунктам техосмотра придется работать по минимальному тарифу в 913 руб., поскольку они так и не смогли отстоять свои права и наладить контакт с региональными властями.
«Пункты техосмотра просто не смогли самоорганизоваться и теперь будут работать по минимальному возможному тарифу, хотя методика предполагает возможность более серьезной индексации. Тариф 913 рублей изменит ситуацию незначительно, никакого значительного роста прибыли пункты не получат и жизнь их будет усложняться. Тарифы растут. Количество грузового транспорта не увеличивается. Количество перерегистраций б/у автомобилей на новых собственников после продажи, при которых нужно проходить техосмотр, будет становиться все меньше, потому что люди будут экономить и дольше ездить на старых машинах», — заключил Шапарин.
Сколько сейчас стоит техосмотр и кому его надо проходить
Напомним, что прохождение техосмотра считается государственной услугой и цены на нее устанавливают местные власти. К примеру, тарифы следующие:
- в Москве —720 рублей;
- в Московской области— 710 рублей;
- в Ленинградской области — 940 рублей;
- в Краснодарском крае — 651 рубль;
- в Ханты-Мансийском автономном округе — Югра — 656 рублей;
- Тюменской области — 520 рублей;
- Омской области — 376 рублей.
После принятых 30 декабря 2021 года изменений частному владельцу легкового автомобиля нужно проходить техосмотр в следующих случаях:
- если физлицо владеет машиной более четырех лет, после чего собственник меняется, то есть машину перепродают;
- в любое время при внесении изменений в конструкцию.
- при предоставлении услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;
- при использовании личного транспорта в служебных целях.
Новый порядок расчета цен на проведение техосмотра назвали в ФАС
Все изменения в техосмотре: топ-5 ответов на важные вопросы
Машины с поддельным техосмотром начали снимать с регистрации в ГИБДД