Казалось бы, нет ничего более узкоспециализированного, чем спорткары. Им неуютно даже на городских улицах — истинные возможности таких машин можно оценить только на гоночных трассах или хотя бы лихих серпантинах. И уж точно никому не придет в голову съезжать на них с асфальта, ведь это то же самое, что заставлять акулу лазить по деревьям.
С другой стороны, существуют же спортивные кроссоверы, которым не в тягость промчать круг-другой по треку, так почему бы не изобрести симметричное — суперкар, который сумеет уверенно носиться по пересеченной местности? Именно так одновременно поступили родственники по концерну Volkswagen — Porsche и Lamborghini. А мы заодно вспомнили несколько аналогичных примеров из прошлого.
Porsche 911 Dakar
У этого проекта есть мощное историческое обоснование, ведь в середине восьмидесятых Porsche 911 действительно участвовали в ралли «Париж-Дакар». И не просто участвовали, а побеждали — в 1984 году легендарный Рене Метж первым привел к финишу серьезно доработанное немецкое купе с полным приводом. Да и вообще, «девятьсот одиннадцатые» появляются в ралли чаще, чем вы думаете — причем не только на асфальтовых этапах. Счет подготовленных машин поколений 997 и 991, выступающих в европейских чемпионатах разного уровня, идет на десятки.
Впрочем, гражданских 911 с внедорожными амбициями у Porsche до сих пор не было. Теперь же ситуация исправлена — компания официально представила версию Dakar, которую выпустят ограниченным тиражом в 2500 экземпляров ценой минимум в 222 тысячи долларов.
👉 Вымирающий вид: 5 спорткаров, о которых мало кто знает
За основу здесь взята версия Carrera 4 GTS с трехлитровым оппозитным турбомотором, развивающим 480 лошадиных сил. Дополнительно форсировать его не стали, лишь использовали усиленные опоры. Никаких изменений в полноприводной трансмиссии и восьмиступенчатом «роботе» PDK тоже нет — а вот у управляющей электроники появилось два дополнительных режима: раллийный и внедорожный. Кроме того, есть функция Rallye Launch Control, позволяющая максимально уверенно стартовать на скользких покрытиях. К слову, в разгоне до сотни внедорожный Porsche почти не уступает асфальтовому GTS: 3,4 секунды против 3,3.
А главные изменения произошли в подвеске: новые пружины и амортизаторы увеличили клиренс на 50 мм, причем при помощи гидравлики 911 Dakar можно поднять над землей еще на 30 мм выше. Дополняют картину защитный пластиковый обвес, зубастые шины Pirelli Scorpion и опциональный багажник на крыше с фирменной «люстрой» дополнительного света. Ну, и финальный штрих: за отдельные деньги вы можете выкрасить свое купе в те же цвета, что у победителя «Дакара» 38-летней давности, и носить их с гордостью.
Lamborghini Huracan Sterrato
Официально «Грязный Ламбо» — а слово Sterrato по-итальянски означает именно грязную дорогу — еще не дебютировал, премьера намечена на 30 ноября. Но фирменные фотографии без камуфляжа уже есть, и на них хорошо видны злющий пластиковый обвес, дополнительные прожекторы на переднем бампере, дополнительный воздухозаборник над моторным отсеком и совершенно немыслимые для суперкара рейлинги на крыше.
Полных технических деталей нет, но известно, что Sterrato станет последней моделью Lamborghini с чисто бензиновым двигателем: с 2023 года все новые автомобили компании будут оснащаться электрическими довесками. Здесь же — чистейший петролхедский кайф: атмосферный V10 5.2, с невероятным ревом развивающий 640 лошадиных сил.
По предварительным данным, дорожный просвет Sterrato будет увеличен примерно на 5 сантиметров по сравнению со стандартным «Ураканом», ожидаются перенастроенная подвеска и новые режимы работы управляющей электроники. Привод, разумеется, полный — как и у большинства асфальтовых версий Huracan. Динамические характеристики и цену итальянцы объявят в ближайшее время, но уже сейчас можно сказать, что историческая и коллекционная ценность у этой машины будет сумасшедшая.
Aixam Mega Track
Впрочем, ни Lamborghini, ни Porsche не суждено стать настолько же раритетными, как этот французский монстр из начала девяностых годов. Всего таких машин, по разным данным, построили 5 или 6, причем две из них находятся в России, а одна даже снималась в нашумевшем фильме «ДухLess» с Данилой Козловским. Но судьба у невероятного во всех отношениях Mega Track должна была сложиться совсем иначе.
Как ни удивительно, создано это брутальное чудо компанией Aixam — французской компанией, сколотившей бизнес на крошечных городских машинках, для управления которыми даже не нужны права. Здесь же — полная противоположность: пять метров длины, 2,2 тонны массы и дорожный просвет, который при помощи пневмоподвески менялся в диапазоне от 220 до 300 миллиметров. Круто даже для кроссовера — и совсем немыслимо для суперкара, которым Mega Track и являлся.
Машину построили по всем канонам: пространственная рама, подвески на двойных треугольных рычагах «по кругу» и среднемоторная компоновка с огромным двигателем V12 позади четырехместного (!) салона. Шестилитровым двигателем мощностью 390 л.с. «поделился» Mercedes-Benz S-Class поколения W140, у него же позаимствовали четырехступенчатый «автомат», а вот система полного привода с принудительными блокировками обоих межколесных дифференциалов — целиком самостоятельная разработка.
Первую сотню Mega Track набирал за 5,8 секунды, разгонялся до максималки в 250 км/ч — и если сегодня эти цифры не слишком впечатляют, то в 1992 году они были более чем серьезными. На асфальте супер-суперкар мог потягаться с лучшими из лучших, а на бездорожье обогнать вообще кого угодно, потому что конкурентов у него попросту не было. Фактически французы построили дакаровский прототип, только адаптированный для дорог общего пользования. А вот со временем не угадали.
Точнее, так: дебют на Парижском автосалоне 1992 года прошел с оглушительным успехом, и за машиной моментально выстроилась очередь из желающих заплатить баснословные деньги — как минимум 400 тысяч долларов. Но на доводку проекта до серийного состояния потребовалось еще почти четыре года, выпускать получилось всего по два экземпляра в год — и с точки зрения бизнеса Mega Track оказался полным провалом. Зато есть неплохие шансы, что энтузиасты будут вспоминать его добрым словом и через 20, и через 100 лет.
Laffite X-Road
20 лет спустя идеи, заложенные в Mega Track, попыталась воспроизвести компания Zarooq Motors из ОАЭ. В 2015-ом она представила супербагги SandRacer 500 GT, но проект забуксовал, а фирма развалилась три года спустя. Однако ее бывшие сотрудники дело не бросили — еще через два года SandRacer 500 GT возродился уже под именем Laffite X-Road и вроде как поступил в продажу по цене от 465 тысяч долларов.
Вроде как — потому что с тех пор о проекте ничего не слышно. Так сказать, ни подтвердить, ни опровергнуть. По состоянию на январь 2020 года все выглядело так: Бруно Лаффит, бывший операционный директор Zarooq Motors и племянник гонщика Формулы-1 Жака Лаффита, объявил о приеме заказов на серийную версию X-Road, которая может оснащаться либо классическим V8 6.2 от General Motors мощностью от 476 до 730 сил, либо 460-сильным электромотором. Привод в обоих случаях — только задний.
Со времен Zarooq SandRacer 500 GT внедорожный суперкар прошел масштабный реинжиниринг силами гоночных команд G-Tec и Virage, а за изготовление карбоновых кузовных панелей взялось одиозное тюнинговое ателье Mansory. Началось ли в итоге производство, неизвестно, но если вы знакомы с кем-то из покупателей ограниченного тиража в 30 экземпляров — дайте нам знать.
Ariel Nomad