Тектонические сдвиги на российском автомобильном рынке особенно сильно сказались на ситуации вокруг новых или почти новых машин: приостановка почти всех локальных производств, отмена официальных поставок и истощение дилерских запасов сочетаются с новыми каналами «параллельного импорта», которыми пользуются не только серые, но и белые продавцы — те самые, которые до марта 2022 года торговали только официально сертифицированными экземплярами. Все это привело к турбулентному ценообразованию, которое Autonews.ru совместно с аналитиками «Авито Авто» разбирал в одном из недавних материалов.
Но что происходит на рынке «второго эшелона», среди подержанных автомобилей возрастом 3-5 лет? На большинство таких машин уже не действует дилерская гарантия, которая может стать решающим фактором при выборе между официальным и неофициальным вариантом. К тому же, как отмечает руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков, именно эта категория автомобилей сейчас наиболее активно пригоняется из-за рубежа, смешиваясь с теми экземплярами, которые были в России с самого начала, и также влияя на ценообразование.
По просьбе Autonews.ru портал «Дром» провел исследование изменения цен на подержанные машины в возрасте 3-5 лет с января по ноябрь 2022 года, разделив их на три категории: отечественные автомобили, популярные кроссоверы и рамные внедорожники. Вот что из этого получилось.
Как изменились цены на отечественные автомобили
На рынке подержанных российских машин возрастом 3-5 лет ситуация с ценообразованием в целом напоминает ту, которая сложилась и в других автомобильных сегментах. В марте-апреле был зафиксирован резкий всплеск стоимости, после которого началось плавное снижение. Три легковых модели Lada — Vesta, Granta и Largus — к концу ноября подорожали на 4%, 2,1% и 5,7% соответственно. В абсолютных цифрах средняя стоимость этих автомобилей составляла 942, 688 и 828 тысяч рублей соответственно против 905, 673 и 784 тысяч в январе 2022 года.
Схожую динамику продемонстрировала и «классическая» Lada Niva: начав год со средней цены в 690 тыс. рублей, тольяттинский внедорожник в апреле дорожал до 810 тысяч, но к ноябрю вернулся на отметку в 733 тысячи, таким образом показав рост на 6,2%. А вот ульяновские внедорожники Hunter и Patriot неожиданно не только не стали дешеветь, но и продолжили набирать цену: первый подорожал с 821 тыс. рублей до миллиона с небольшим, второй — от 1,1 до 1,35 млн рублей, то есть прибавка составила 24,3 и 22,8 процентов соответственно.
Аналитик «Дрома» Игорь Олейников связывает эту динамику с тем, что клиенты ищут максимальную уверенность в машинах: «Сейчас в кризисное время дорожают в первую очередь машины, которые надежны и не требуют ремонта, или машины, которые можно починить с минимумом вложений. Поэтому UAZ Patriot и Hunter, а также внедорожники Toyota, больше всех прибавили в цене за год».
Как изменились цены на популярные кроссоверы
В эту выборку попали 8 кроссоверов, исторически пользующихся высоким спросом на российском рынке. Четыре модели можно выделить в общую группу: в январе 2022 года Volkswagen Tiguan, Skoda Kodiaq, Mazda CX-5 и Toyota RAV4 стоили в среднем по 2,5-2,7 млн рублей.
В апреле сильнее всего подорожала Toyota: пик средней стоимости японского кроссовера пришелся на отметку в 3,32 млн рублей, но в итоге ценник опустился до отметки в 2,9 млн — и там же консолидировались Volkswagen и Skoda. Mazda дорожала меньше остальных, а подешевела сильнее: к ноябрю средняя цена составила 2,6 млн рублей против 2,5 в январе, что соответствует росту на 4,0%. Volkswagen, Skoda и Toyota показали результат в 5,0, 3,0 и 8,2 процента соответственно.
Высокую «живучесть» продемонстрировал Mitsubishi Outlander: в июле цена перестала падать и даже немного пошла вверх, в итоге кроссовер в январе оказался на 7% дороже, чем в январе — 2,4 млн рублей против 2,24. Ближе к осени начал чуть расти покупательский интерес в отношении Hyundai Tucson: цены колеблются вокруг отметки в 2,26 млн рублей, что на 4,8% выше, чем в начале года.
Родственный Kia Sportage в целом чуть дешевле «Туссана» — примерно на 100 тыс. рублей. Из графика видно, что весной он дорожал заметно меньше, теперь же цена стабилизировалась чуть ниже 2,2 млн — но в процентном отношении это уже на 5,8% выше январской отметки, то есть в относительных координатах Kia подорожал сильнее, чем Hyundai. Что же до Nissan Qashqai, то ему единственному из всей подборки удалось удержаться ниже двухмиллионной отметки и в принципе показать самый умеренный рост цены: 1,94 млн рублей в ноябре — это всего на 3,5% больше, чем в январе.
Как изменились цены на рамные внедорожники
Это самая разношерстная выборка в сегодняшнем исследовании: сюда попали и китайский внедорожник Haval H9, заслуживший хорошую репутацию у российских владельцев, и великий и ужасный «Гелик». В абсолютных цифрах цены подержанных G-Class в возрасте от 3 до 5 лет потрясают: начав с 15 млн руб в январе, немецкий вездеход вскарабкался выше 23-миллионной отметки к апрелю, но в итоге вернулся почти туда, откуда начинал: в ноябре он стоит чуть больше 16 миллионов, что соответствует росту на 7,7%.
Удивительно, но выносливый рамник Mitsubishi Pajero Sport с января по апрель почти не подорожал: в январе было чуть меньше трех миллионов, теперь чуть больше, разница всего 2,2 процента. Haval H9 сейчас в среднем оценивается в 2,4 млн рублей, прибавив 4,1% к зимней цене, а вот американский внедорожник Jeep Wrangler сотворил настоящую сенсацию, не подорожав, а подешевев на 3,9 процента! Сейчас он оценивается в 5,07 млн рублей — это на 200 тысяч меньше, чем в январе. Примечательно, что аналогичную динамику эта модель продемонстрировала и в исследовании подержанных машин возрастом 1-3 года, проведенном Autonews.ru и «Авито Авто».
А вот оба внедорожника Toyota Land Cruiser — обычный «двухсотый» и Prado — по сравнению с зимой подорожали на 14,9 и 15,7 процентов соответственно: не «уазики», конечно, но тоже серьезно. В абсолютных цифрах это выглядит так: LC 200 прибавил в цене ровно миллион, до 7,7 млн руб., а «Прадик» подорожал примерно на 600 тысяч, с 4,3 до 4,9 млн рублей.
«Сложно сказать, что будет с рынком в ближайшие кварталы, — комментирует аналитик «Дрома» Игорь Олейников. — Однако сейчас спрос снижается, предложение относительно стабильно, а цены пока не спешат идти вниз. На рынке повышается риск возникновения так называемого «пузыря»: при снижающемся спросе продавцы продолжают держать цены. Это может привести к тому, что у продавцов будет скапливаться неликвид, который они не смогут реализовать. В перспективе возможны «банкротства» продавцов, для так называемых перекупов это будет означать просто уход с рынка, для потребителей — повышенный риск мошенничества при покупке авто у ненадежных продавцов. Снижение цен скорее всего возможно только после нормализации ситуации и ухода с рынка не справившихся с трудностями игроков».
«Цены никогда не вернутся на докризисный уровень, — отмечает основатель сервиса Fresh Auto Денис Мигаль. — Дефицит ожидается не только на российском рынке, но и вообще на мировом, последствия пандемии будут ощущаться еще несколько лет. Для вторички это значит, что автомобили не будут спешить дешеветь, а хорошие предложения — не битые, с нескрученным пробегом и чистой историей — будут очень востребованы. Если строить прогнозы, предположу, что каждый год автомобили с пробегом будут даже немного дорожать, хотя, по идее, должны дешеветь из-за амортизации и износа. Кажется, что в ближайшем будущем сильного подешевения не будет, а в отдельных случаях машины действительно могут даже прибавлять в цене».