branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи Дмитрий Александров
Подписаться на Telegram-канал

От новой Lada Vesta до «Атома». Все о новинках российского автопрома

Разбираемся, какой российский внедорожник сможет составить конкуренцию Rolls-Royce Cullinan, что будет выпускать завод во Владивостоке вместо Mazda, а также зачем АвтоВАЗ решил перенести производство «Весты» в Тольятти
Фото: «Атом»
Фото: «Атом»

После приостановки деятельности и ухода целого ряда европейский, американских и японских автопроизводстилей, российский рынок рискует остаться без многих популярных у отечественных автомобилистов моделей. Дело в том, что дилерские запасы стремительно тают, а новых поставок пока ждать не приходится. Повлиять на ситуацию могут китайские компании, которые продолжают работу в нашей стране, однако пока полностью заменить машины ушедших марок и удовлетворить спрос им не удается.

Впрочем, надеется стоит не только на бренды из Поднебесной. Целый ряд автопремьер готовят и отечественные компании, причем некоторые из этих отечественных автомобилей позиционируются как прямая замена моделям иностранных марок, которые решили приостановить деятельность в нашей стране. Autonews.ru решил разобраться, каких новинок стоит ждать от отечественного автопрома, и когда эти машины начнут сходить с конвейера (именно поэтому в списке вы не найдете Москвич).

Новый кроссовер Lada и обновленная Vesta

Обновленная Lada Vesta, которая получила приставку NG в названии, была представлен в конце февраля 2022 г. однако полноценное производство модели так и не началось из-за проблем с поставками комплектующих. АвтоВАЗ уверяет, что новинка начнет сходить с конвейера предприятия в Тольятти весной следующего года. До этого выпуск модели велся на заводе АвтоВАЗа в Ижевске. Перенос производства, по официальной версии, связан с перспективой возрастающего спроса в новых рыночных условиях (мощность завода в Тольятти почти в два раза выше, чем в Ижевске).

Lada Vesta NG предложат клиентам с тем же 1,6-литровым 16-клапанником мощностью 106 л.с., а в качестве «старшего» силового агрегата будет доступна модификация со 113-сильной бензиновой «четверкой» такого же рабочего объема. С начальным мотором будет сочетаться только пятиступенчатая «механика», а в паре со «старшим» двигателем, помимо ручной коробки, может работать и вариатор от японской фирмы Jatco.

После рестайлинга Vesta выросла в размерах по сравнению с предшественником и обзавелась новыми бамперами более агрессивной формы. Кроме того, хромированные элементы знаменитого «X-фейса» теперь интегрированы в головную оптику, которая тоже претерпела изменения. В салоне машины появился вертикальный дисплей мультимедийной системы в стиле Tesla (правда только у старших комплектаций).

Также в планах АвтоВАЗа значится и разработка нового кроссовера Lada. Автомобиль планируется выпустить на базе модели Vesta. Однако даже приблизительные даты премьеры новинки не сообщаются. В АвтоВАЗе лишь заметили, что это будет современная модель, которая «в ближайшее время начнет уже в полном объеме разрабатываться коллективом, научно-техническим центром компании».

Фото: АвтоВАЗ
Фото: АвтоВАЗ

Напомним, что cегмент SUV на сегодняшний день остается самым крупным на российском рынке. Однако бренд Lada там полноценно не представлен. В модельном ряду АвтоВАЗа сейчас есть только трехдверный внедорожник Lada Niva Legend, которая уже почти полвека выпускается без значительных технических и внешних изменений, а также Lada Niva Travel, которая заменила рынке Chevrolet Niva.

Aurus Komendant

В ближайшее время в России должны начать продажи внедорожника Aurus Komendant. Серийное производство новинки уже запустили на заводе в Елабуге. Внедорожник стал четвертой моделью российского премиального бренда Aurus. До этого компания представила седан и лимузин Senat, а также минивэн Arsenal.

Фото: Aurus
Фото: Aurus

Как и другие «Аурусы» внедорожник Komendant построен на Единой модульной платформе. Новинка получила гибридную силовую установку, состоящую из 4,4-литрового двигателя V8 с двумя турбокомпрессорами и 62-сильного электромотора. Коробка передач — девятидиапазонный «автомат» российской фирмы КАТЕ. Суммарная мощность Komendant составляет 598 лошадиных сил. Разгон до 100 км/ч занимает у машины около 6,5 секунд. Максимальная скорость — 220 км в час.

В отличии от седана и минивэна полноприводный внедорожник получил пневматическую подвеску, которая умеет менять жесткость в зависимости от выбранного режима движения. При этом дорожный просвет автомобиля варьируется в диапазоне от 200 до 260 миллиметров.

Фото: Aurus
Фото: Aurus

В компании утверждают, что все основные агрегаты Aurus Komendant — отечественного производства. Доля локализации внедорожника достигает 70%. Цены на Aurus Komendant уже известны. Желающим приобрести роскошный внедорожник придется заплатить минимум 33,7 млн руб. Впрочем, российский производитель обещает широкую программу индивидуализации, которая может заметно повлиять на финальную стоимость автомобиля. Одним из конкурентов Aurus Komendant называется роскошный внедорожник Rolls-Royce Cullinan.

Sollers Atlant и Argo

Компания «Соллерс» начала производство на территории особой экономической зоны «Алабуга» в Татарстане легких коммерческих автомобилей под собственной маркой. Новинки получили название Atlant и Argo и представляют собой замену ушедшему с российского рынка Ford Transit. Причем обе эти модели являются перелицованными версиями китайских автомобилей JAC Sunray и JAC N25/N35. Однако, как утверждают в Минпромторге, многие компоненты для машин выпускают местные компании из Татарстана. Продажи новинок должны начаться в России до конца 2022 г., однако цены на машины пока еще не названы.

Sollers Atlant
Sollers Atlant (Фото: Sollers)

Модель Atlant представлена в двух версиях — фургон и микроавтобус. В гамму моторов новинки вошли турбодизельные двигатели объемом 1,9 или 2,7 литра Мощность агрегатов класса Евро 5 составляет 139 или 150 л.с. соответственно. Оба мотора работают совместно с 6-ступенчатой механической коробкой передач. Полная масса Sollers Atlant — от 2,5 до 4,2 тонны. Среди полезных базовых опций — круиз-контроль, центральный замок, электростеклоподъемники и парктроники.

Sollers Argo
Sollers Argo (Фото: Sollers)

Sollers Argo представляет собой компактный безкапотный фургон для внутригородских перевозок. Новинку предложат клиентам с двумя дизельными моторами мощностью 130 л.с. и 147 л.с. на выбор, которые соответствуют нормам «Евро-5». Полная масса машины составляет от 2,5 до 3,5 тонн. Также в будущем Sollers Argo получит и электрическую версию. Первые опытные образцы собираются выпустить на заводе в Татарстане в мае следующего года. На данный момент известно только то, что грузоподъемность такого фургона составит около 1,1 тыс. кг, а на одном заряде машина сможет проехать 300 км.

Замена Mazda CX-5 и CX-9

Также в планах «Соллерс» наладить производство новых кроссоверов на заводе во Владивостоке. Эти машины должны стать заменой моделям Mazda CX-5 и CX-9, которые раньше выпускались на этом предприятии. Производство новинок должно начаться во втором квартале следующего года. Причем выпуск машин будут осуществляться по лицензии с неким таинственным партнером, имя которого пока не называется. Ожидается, что именно последний будет заниматься дистрибуцией этих машин. Все остальные подробности о новых кроссоверах держатся в секрете. В Sollers лишь подчеркнули, что автомобили будут относиться к среднему ценовому сегменту.

Фото: Mazda Соллерс
Фото: Mazda Соллерс

Скорее всего, партнером Sollers станет компания из Поднебесной. Так, совсем недавно около завода во Владивостоке фотошпионы смогли занять кроссоверы нового китайского бренда Omoda (принадлежит Chery). Также не исключается заинтересованность в проекте китайской компании FAW.

Что касается самой Mazda, то эта японская компания решила отказаться от производства машин в России и заявила о продаже своей доли в Mazda Sollers Manufacturing Rus (совместное предприятие японского концерна с «Соллерсом»), которая занималась сборкой автомобилей на заводе во Владивостоке. При этом речи об окончательным уходе японского бренда из нашей страны пока не идет.

Evolute

Этой осень в России появилась новая отечественная марка — Evolute. Компания занимается выпуском электрических автомобилей на заводе в Липецкой области. Сейчас с конвейера предприятия уже сходят «зеленые» седаны I-Pro и кроссоверы I-Joy, которые уже можно купить в дилерских центрах. Эти модели фактически представляют собой официальные копии китайских автомобилей Dongfeng Aeolus E70 и Dongfeng E3. До конца года компания планирует выпустить около 2 тыс. таких автомобилей на заводе под Липецком. В следующем году эта цифра должна увеличиться до 15 тыс. машин.

Evolute i-Pro
Evolute i-Pro (Фото: Autonews.ru)

Уже в 2023 г. к этим машинам должен присоединится Evolute i-Jet, который представляет собой локализированную версию китайского кроссовера Seres SF5 от группы Sokon. Ожидается, что новинка будет продаваться на нашем рынке с гибридной силовой установкой суммарной мощностью 693 л.с. Разгон до «сотни» занимает около 3,9 секунды.

Evolute i-Jet
Evolute i-Jet (Фото: Autonews.ru)

Также в модельный ряд Evolute войдет минивэн i-Van, который является перелицованным Dongfeng LingZhi EV образца 2020 года. Этот автомобиль, который в длину превышает 5 м, оборудовали 123-сильным электромотором. Запас хода у электрокара превышает 400 километров. Вес заднеприводного минивэна — 2 тонны.

Внедорожник «Стрела»

«Военно-промышленная компания» совместно с Конструкторским бюро молодежи при МГТУ им. Баумана не первый год ведет разработку большого внедорожника «Стрела». Новый вариант этой машины был показан этим летом на форуме «Армия-2022». На выставке публике продемонстрировали небронированный вариант автомобиля, который также может использоваться и в гражданских целях.

Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

Новая «Стрела» получила круглые фары, небольшую решетку радиатора с вертикальными ламелями, лебедку, рельефный капот, квадратные колесные арки и внедорожные покрышки. В целом дизайн машины чем-то напоминает бронеавтомобиль «Тигр» и внедорожник «Комбат Т98». Длина пятиместного внедорожника массой 3,5 т составляет 5200 мм, ширина — 2550 мм, а высота — 2400 мм. Дорожный просвет машины равен 270 мм. Глубина преодолеваемого брода — 1 метр.

Автомобиль обзавелся абсолютно новым кузовом. Предыдущая версия внедорожника использовала кабину от «Газели Next». «Стрела» получила 2,8-литровый дизельный турбомотор Cummins ISF. Агрегат работает совместно с пятиступенчатой механической коробкой передач и системой полного привода. Другой вариант мотора — локализованный на ЯМЗ китайский агрегат Foton. Мощность моторов составляет от 157 до 200 лошадиных сил. Разогнаться автомобиль может до 130 км/ч.

Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

Точная дата начала серийного производства большого внедорожника «Стрела» пока не называется. Также ничего не сообщается о заводе, где могли бы наладить выпуск модели. Однако уже известно, что машина обзаведется сразу несколькими модификациями, например, короткообразная трехдверка и пикап.

КамАЗ

Российская компания КамАЗ планирует в февраля 2023 г. возобновить массовое производство грузовиков K5. Причем машины будут оборудованы локализованными компонентами. На производстве подчеркнули, что благодаря этому выпуск большегрузов больше не будет зависеть от поставок деталей из «недружественных стран».

На данный момент КамАЗ выпускает грузовики К3 с собственной кабиной. Кроме этого, компания ведет производство моделей К4 и К5 с лицензионными кабинами Mercedes-Benz. Однако со сборкой этих автомобилей возникли сложности из-за проблем с поставками комплектующими. В результате ежемесячный выпуск грузовиков составлял 100 и 150 штук соответственно.

Фото: КамАЗ
Фото: КамАЗ

Продажи магистральных тягачей семейства K5 начались в 2020 году. Грузовики с «мерседесовской» кабиной оборудовали рядным двигателем мощностью 450 л.с., созданным при участии компании Liebherr. Агрегат работает совместно с «роботом» ZF TraXon.

Электрокар «Атом»

В третьем квартале следующего года технологический стартап «Атом» представит новый электрокар с аналогичным названием. Впрочем, изначально компания покажет прототипы будущего автомобиля. Продажи новинки стартуют в нашей стране только в 2025 году. Также «зеленые» модели появятся в сервисах такси, каршеринга и служб доставки. Соответствующие соглашение компания подписала в департаментом транспорта Москвы в марте 2022 года.

Подробностей об «Атоме» пока очень мало. По словам создателей машины, новинка ориентирована, прежде всего, на молодое поколение водителей, «которые являются активными участниками новой городской мобильности».

Фото: «Атом»
Фото: «Атом»

В проект «Атом» инвестировали глава КАМАЗа Сергей Когогин и бизнесмен Рубен Варданян, в разработке электрокара приняли участие 300 автомобильных конструкторов, а также команда ИТ-разработчиков и дизайнеров. Не исключается, что выпуск новых электрокаров могут наладить на бывшем заводе Ford в Набережных Челнах (именно в этом городе сейчас находится штаб-квартира компании). Батареи для новинки, скорее всего, будут поставлять с предприятия «Росатома», которое находится под Калининградом.