В английском языке есть замечательный термин, сконструированный по принципу hardware и software — это vaporware, от слова пар. Легко догадаться, что обозначает он ситуацию, когда вместо обещанного и, зачастую, громко расхваленного продукта на выходе получается пшик. Среди родных и еще не забытых примеров можно вспомнить эпопею с «ё-мобилями» или, в чуть меньшей степени, трагедию Marussia Motors. А за океаном на статус vaporware-проекта, например, все сильнее претендует Tesla Cybertruck, анонсированный еще в 2019 году, но так пока и не запущенный в серию. Autonews.ru собрал еще несколько примеров из прошлого, когда крутые машины оставались Львами Толстыми лишь на словах.
Реинкарнация Lotus Esprit
Британский Lotus никогда не был крупной компанией с обширной модельной линейкой, поэтому дебют сразу четырех концептуальных спорткаров на Парижском автосалоне 2010 года поверг общественность в шок. А после обещаний довести их все до серии — еще и в трепет. Тогдашний президент компании Дэни Бахар заявлял, что всего через несколько лет клиенты смогут получить легкие и компактные Elite и Elan, четырехместный суперседан Eterne, а главное — Esprit совершенно нового поколения, с пятилитровым V8 на 620 сил и опциональной системой рекуперации энергии KERS, как в «Формуле-1» тех лет. И к воскрешению этого легендарного имени было приковано основное внимание.
Откуда у небольшой фирмы бюджет на разработку сразу четырех моделей с чистого листа? А ниоткуда! Уже к 2012 году стало понятно, что Lotus испытывает гигантские финансовые сложности, три из четырех проектов были отменены, но за Esprit британцы цеплялись до последнего — ведь работы над этим купе стартовали еще в 2006-ом. В итоге чуда не случилось: Esprit тоже был убит, так и не родившись, Дэни Бахара выгнали на мороз, а сам Lotus к 2017-му превратился в собственность китайского концерна Geely. Что, впрочем, не так и плохо, ведь за последнее время у компании и правда появились новые модели — пусть не четыре, а три, зато настоящие.
Detroit Electric SP.01
Компания Detroit Electric пыталась «убить Tesla» еще до того, как это стало мейнстримом. В 2013 году миру был явлен электрический спорткар, собранный на основе Lotus Elise, совсем как Tesla Roadster — и обещавший разгон до 60 миль в час (96 км/ч) за 3,7 секунды, то есть в точности как первое четырехколесное детище Илона Маска. Даже историческую подоплеку придумали убедительную: Detroit Electric вроде как продолжала дело одноименной американской компании, которая выпускала электрокары еще в начале прошлого века — причем весьма успешно.
👉 Живые и мертвые: какими могли стать русские автомобили
Номинальную штаб-квартиру возрожденной марки также разместили в Детройте, но сами спорткары SP.01 планировали собирать в Европе — сначала речь шла о Нидерландах, затем о Великобритании. К 2017 году проект вроде как дошел до серийного статуса, но производство в итоге так и не стартовало, и с тех пор о компании ничего не слышно. Быть может, потому, что с автомобилем банально опоздали — ведь первый прототип SP.01 показали в тот момент, когда производство Tesla Roadster уже было завершено, а мир с недоверием изучал новейшую Model S. А может, идея родстера на батарейках тогда вообще могла прокатить только у Илона Маска.
Devel Sixteen
12,3 литра рабочего объема, 16 цилиндров, 4 турбины, 5007 лошадиных сил, менее двух секунд до сотни, максималка в 515 км/ч и 1,6 миллиона долларов стартовой цены. Кажется, будто это просто перечисление характеристик случайного супер-пупер-мобиля из фантазий школьников младших классов, но именно с такой концепцией выступила компания Devel Motors из ОАЭ. «Почти готовый к производству» гиперкар Sixteen показали в 2017 году, но с тех пор дело практически никуда не продвинулось.
Вернее, новости иногда просачиваются: например, в 2019-ом руководство компании сообщало, что модель распродана на два года вперед, а еще три года спустя демонстрировала, как ходовой прототип ездит по общественным дорогам Италии. Но каких-либо убедительных роликов, демонстрирующих предельные возможности Devel Sixteen, нет и по сей день — причем о сумасшедшем дрэгстерном V16 работы американской компании Steve Morris Engines уже почти не вспоминают. Пока что арабы учат ездить «стартовую» версию с битурбо-V8 мощностью 1500-2000 л.с., — и то, видимо, с переменным успехом.
NanoFlowcell Quant