Продажи легких коммерческих автомобилей под брендом Sollers стартовали в России. Своей продукцией марка планирует обойти «Газель», которая лидирует в данном сегменте без малого 30 лет, и занять минимум 40% рынка. Разбираемся, что это за машины и сможет ли отечественный бренд закрыть потребности рынка.
Sollers работал с иностранными брендами — что теперь?
Sollers — российская компания, существующая с 2000 года. Ей принадлежит UAZ, а также ряд других заводов, где до недавнего времени производились иномарки. В частности, именно Sollers выпускал в России грузовики Isuzu, фургоны и микроавтобусы Fiat Ducato, а в последние годы занимал второе место в сегменте с моделью Ford Transit. Все эти иностранные марки в 2022 году покинули российский рынок, а Sollers остался. И теперь организовал сборку машин под собственным брендом: легкого компактного грузовика Argo и более крупного фургона Atlant.
Какие новые автомобили появились у Sollers?
Моделей две. Первая, Sollers Argo, создавалась с прицелом на Москву, где на грузовики с грузоподъемностью выше одной тонны наложены многочисленные ограничения. Фактически, она должна занять нишу, где некогда лидирующие позиции занимал Hyundai Porter. Конструктивно новинка действительно похоже на Porter. Тут бескапотная компоновка, короткая база, обеспечивающая минимальный радиус разворота, рама, передняя независимая торсионная подвеска и мост на рессорах сзади. Это типичная конструкция для азиатских грузовичков такого типа, начиная, например, с Mitsubishi Delica D3.
Особенностью Argo являются спаренные колеса сзади. Вместе с обещанной усиленной рамой и довольно массивными рессорами возникает ощущение, что конструкторы знали: в России такие машины набивают по принципу «сколько влезло», а не «сколько весит». Вмещает автомобиль девять кубометров груза, а это вполне может быть более одной тонны.
Еще одна особенность: размер задних колес меньше, чем у передних. Это сделано с целью снижения погрузочной высоты, что хорошо, если вы грузите «с пола», но имеет по меньшей мере два недостатка. Во-первых, водителю придется возить сразу две запаски, и они входят в заводскую комплектацию. А во-вторых, грузчики, которым придется загружать и разгружать Argo с грузового вагона, фуры или стандартного складского пандуса, скажут о низкой машине немало непечатных слов.
Для Argo пока предлагается два мотора: двухлитровый бензиновый на 147 л.с. и 130-сильный двухлитровый дизель. В перспективе появится полностью электрическая версия, и не исключено, что бензиновый импортный мотор попробуют заменить отечественным, благо Sollers делает такие для УАЗов.
Вторая модель называется Atlant, и это прямой конкурент «Газели Next». Внешне он безошибочно напоминает Mercedes Sprinter, но поговаривают, что габариты у новинки несколько отличаются и, скажем, кузовные детали от «Спринтера» не подойдут «Атланту» и наоборот.
Моторов тут пока два. Оба дизельные: 1,9 на 139 л.с. и 2,7 на 150. Последний потребуется заправлять не только соляркой, но и мочевиной. Младшие дизели обходятся без этого.
Atlant может быть бортовым грузовиком, фургоном, спецтехникой и микроавтобусом. Его полная масса варьируется от 2,5 до 4,2 тонн, так что некоторым модификациям понадобятся водители с грузовой категорией C. Или с категорией D для управления автобусом с максимальной вместимостью 15 пассажиров.
Сколько стоят автомобили?
Sollers планирует позиционировать свою продукцию дороже аналогов от «Группы ГАЗ», но дешевле иномарок, включая, к примеру, китайские JAC. Так, Argo будет дороже, чем «Газель Бизнес», но дешевле, чем «Газель Next», и стоит от 2,559 млн руб. Atlant дороже: начальная версия стоит от 2 904 000 руб., а в случае c топовой пассажирской версией цена превышает 3,5 млн руб.
Также в компании заверили, что их машины будут дешевле таких же автомобилей JAC, которые собирают, например, в соседней Белоруссии. Кроме того, ставка делается на низкую стоимость владения. Так, по расчетам Sollers один километр на Argo будет обходиться в 14,88 руб., а на Atlas в 16,91 руб., что в Sollers считают лучшим показателем на рынке. Есть, правда, один нюанс. Существенную долю расходов составляет потеря стоимости машины в процессе эксплуатации. Например, мы можем подсчитать, сколько от первоначальной цены теряет та же «Газель» после пяти лет на дороге: просто сравним стоимость новой и подержанной машины. Подержанных автомобилей Sollers в природе пока не существует, и сколько они будут стоить в 2027 году можно лишь гадать. А потому и 16,91 руб. за километр пробега — цифра очень приблизительная.
Это собранные модели китайской компании JAC с другим шильдиком?
И да, и нет. Пока автомобили производят по принципу крупноузловой сборки. Однако в Sollers уверяют, что приобрели у китайских партнеров права на интеллектуальную собственность. Следовательно, теперь российская компания может свободно выпускать автомобили под собственным именем и без согласования вносить в их конструкцию любые изменения. С маленькой поправкой: продавать их можно будет только на территории России.
Пока таких изменений немного: собственно, новые эмблемы. Но задача стоит в том, чтобы в ближайшие годы довести степень локализации минимум до 70% и стремиться к 100%, а также предложить покупателям уникальные модификации, которых у китайских аналогов просто нет. Более того, уже планируется глобальная модернизация автомобилей, граничащая с постройкой их новых поколений.
Что именно планируют локализовать в России?
Почти все ключевые автокомпоненты и работы в этом направлении уже идут. От совместного предприятия с Ford у Sollers остался завод в Особой экономической зоне «Алабуга», который заточен как раз под легкие коммерческие автомобили, рядом существует штамповочное производство, а также завод двигателей. Все это, как рассказали во время презентации представители компании, потребует работ по некоторому переоборудованию предприятий. Но этот процесс уже запущен. Например, председатель совета директоров компании Адиль Ширинов примчался на презентацию прямо с переговоров касательно локализации двигателей.
По словам представителей Sollers, кузова, начиная со штамповки, сварки и окраски станут российскими. Для двигателей существует возможность делать блоки цилиндров, головки блоков, коленвалы. Сложнее обстоит дело с навесным оборудованием, системой впрыска, управляющей электроникой. Эти задачи сейчас в компании также обдумывают, как и переход на отечественные коробки передач.