Список мер, направленных против нарушителей санкционного режима в отношении России, опубликовала в декабре 2022 года Европейская Комиссия. В документе предусматривается ответственность в том числе и за поставку в Россию санкционных товаров вплоть до уголовной: до пяти лет лишения свободы.
В США подобные меры в отношении России также уже работают. Еще весной власти страны напомнили, что за обход санкций виновнику грозит до двадцати лет лишения свободы. Речь в данном случае идет в первую очередь об инвестициях в российскую экономику, в том числе в форме возврата в страну денег, которые остались на принадлежащих попавшим под санкции россиянам иностранных счетах.
В России в ответ на эти меры, напротив, отменили ряд ограничений. Так, уголовная ответственность за несанкционированный правообладателем ввоз товаров летом, напротив, была отменена, что открыло возможность для так называемого параллельного импорта. Autonews.ru поговорил с участниками этого рынка чтобы понять, как сейчас автомобили из Европы или Азии попадают в Россию и смогут ли новые меры помешать этому потоку.
Продавцы начали поднимать цены после введения санкций
Введение санкций сначала оказалось на руку продавцам автомобилей в России. Весной 2022 года потребители отреагировали на тревожные новости тем, что стали в спешном порядке снимать средства со вкладов и тратить их на что-то материальное, в частности на машины.
В условиях панического спроса и прекращения поставок по официальным каналам сложился «рынок продавца», когда дефицитные машины стали продаваться с невероятными наценками. Почти сразу появился спрос и на альтернативные поставки машин. Об этом Autonews.ru рассказали профессиональные перевозчики, которые часто предпочитают сохранять анонимность.
«Например, в Германии существуют так называемые «площадки»: компании, которые по выгодной цене скупают машины у официальных дилеров, а затем держат их у себя в ожидании платежеспособного покупателя. Под конец 2022 года мы скупили все автомобили с таких площадок в Европе, — рассказал собеседник Autonews.ru, который попросил не называть его имени. — Эти машины уже или поставлены в Россию или находятся в пути».
Третьи страны для вывоза автомобилей из Европы
Чтобы обойти санкции и вывезти автомобили из Европы, перегонщикам приходится сначала оформлять покупку в других странах. Например, как рассказали участники рынка, многие машины из Европы попадают к Россию через Иран, откуда приходят на судах по Каспийскому морю.
При этом подобная схема влечет риск наказания за обход санкций со стороны европейских стран грозят только самим жителям Европы. Как указывают профессиональные продавцы, доказать совершение правонарушения возможно только если запрещенный товар либо отправляется самим производителем, либо если он провозится в Россию из Европы напрямую. Однако уже сейчас на пути с завода к новому российскому хозяину автомобиль проходит через официального европейского дилера, менее официальную «площадку», местного перекупщика и нескольких независимых транспортировщиков.
👉 Дилеры привезут любую машину под заказ. Но что будет с гарантией
Каждое звено при этом чувствует себя достаточно защищеным и зарабатывает неплохие деньги, уверяют cобеседники.
По словам Арарата Мардояна, учредителя компании «АвтоДегустатор», которая занимается подбором и организацией параллельных поставок автомобилей и комплектующих из Европы, несмотря на сложность, такая цепочка надежна и санкционным ограничениям практически не подвержена.
«Я не вижу препятствий для параллельного импорта автомобилей в Россию в 2023 году. Возможно, логистические цепочки немного усложнятся, что приведет к повышению стоимости машин. Но одновременно ведутся и работы по оптимизации маршрутов доставки, так что одно может уравновесить другое. К тому же европейские автопроизводители продолжают выпускать модели, которые востребованы именно на российском рынке. Например, проданный в Германии Mercedes G-класса в конечном итоге все равно достанется нам, так как сами немцы на таких машинах не ездят».