Количество китайских электромобилей, выпускаемых под российскими брендами, увеличивается. Вслед за Evolute и электрическим «Москвич 3е» о планах выпуска электрокара Alfarus заявили власти Саратовской области. Autonews.ru изучил проект и ответил на главные вопросы о том, что может из этого получиться.
«Китаец» из Энгельса
В декабре 2022 года губернатор Саратовской области Роман Бусаргин объявил, что в городе Энгельсе планируется организовать производство китайских электромобилей FAW под новой российской маркой.
Название нового бренда рассекретили уже в январе. В своем телеграм-канале Бусаргин опубликовал видео, где он тестирует машину, а также назвал новое имя: Alfarus. Выпускать машины будет компания «Альфа Тех».
Сборка в Энгельсе должна начаться уже в 2023 году. Всего до конца года планируется произвести 2 тыс. машин, которые будут востребованы в первую очередь в такси и каршеринге.
В сообщении пресс-службы губернатора говорится, что компания-производитель готова локализовать производство батарей, освоить выпуск зарядных станций, а в области, кроме того, есть предприятия, готовые делать автомобильные стекла, детали из пластика и светотехнику.
Какие автомобили будет выпускать Alfarus
На фотографиях машины, за рулем которой проехал губернатор, легко угадывается китайский электрокар FAW Bestune NAT. Последние три буквы в названии расшифровываются как Next Automatic Taxi, что можно перевести как «новое автоматическое такси». Сразу предупредим: полноценного автопилота в машине пока нет.
Автомобиль появился в Китае в 2021 году и изначально создавался под использование в такси и каршеринге. При умеренных внешних габаритах он отличается просторным салоном, особенно в зоне задних пассажиров.
Место для переднего пассажира, напротив, выглядит тесным — центральная консоль панели приборов сдвинута вправо, чтобы обеспечить больше пространства водителю. Кроме того, переднее пассажирское кресло трансформируется в стол, которым может воспользоваться сидящий сзади пассажир.
Еще одно доказательство того, что именно задний правый пассажир в машине является главным — необычная конструкция дверей. Кузов автомобиля является высоким пятидверным хетчбэком, но если четыре двери имеют традиционную конструкцию, то задняя правая сделана сдвижной, как у минивэнов, что облегчает посадку.
Технически FAW Bestune NAT воплощает довольно простую конструкцию. Это переднеприводная машина с полузависимой подвеской сзади. Мощность единственного электрического двигателя может варьироваться от 136 до 164 л.с.
Батарея на основе литий-железо-фосфатных аккумуляторов обладает емкостью 54,4 кВт·ч. Согласно оптимистичной китайской методике измерения запаса хода, FAW Bestune NAT может проехать на одном заряде до 419 км.
Сколько может стоить Alfarus
В Китае FAW Bestune NAT создавался именно для работы в такси или для каршеринга, но сейчас его можно купить и в розницу. Без учета дотаций автомобиль стоит на местном рынке 164 800 юаней, что приблизительно соответствует $24,5 тыс.
Если заказать такой автомобиль, то с учетом доставки, уплаты всех пошлин и оформления документов в Москве такой электрокар со всеми документами будет стоить 3 млн 280 тыс. руб., подсчитали по просьбе Autonews.ru в компании Rucars, которая занимается продажей электрокаров. При этом там отметили, что оптовым покупателям в FAW дают скидку в размере 20–30% от стоимости автомобиля, и тогда цена снижается до 2,8 млн под ключ в Москве.
В интернете можно найти объявления и от других дилеров. Один из них предлагает FAW Bestune NAT за 2,6 млн, но речь также идет не о машине в наличии в автосалоне, а о возможности заказа ее из Китая.
В случае если покупателям Alfarus станут доступны субсидии на покупку электромобиля российского производства, его цена может снизиться примерно до 2 млн.
В теории Alfarus может стать еще дешевле. Конструкция автомобиля предусматривает быструю замену севших батарей на заряженные. Это значит, что производитель может создать сеть станций по быстрой смене блоков аккумуляторов.
В таком случае существует схема, когда батарея продается не в комплекте с автомобилем, а сдается владельцу машины в аренду. Цена блока аккумуляторов может составлять до трети от себестоимости электромобиля, и в таком случае покупатель платит всю сумму не сразу, а расплачивается за аренду батареи ежемесячно.
Кто главные конкуренты Alfarus
Если исходить из цены и назначения автомобиля, то его прямым конкурентом является Evolute i-Pro, сборка которого уже стартовала в Липецкой области. Это также адаптированный для работы в такси электромобиль, правда, созданный на основе китайского седана от концерна Dongfeng.
При этом у саратовской машины есть как минимум одно существенное техническое преимущество над i-Pro. Колесная база Alfarus составит 2850 мм против 2700 у Evolut, что положительно скажется на просторе для пассажиров.
В остальном оба автомобиля похожи. У Evolute также передний привод, близкая мощность двигателя, батарея на 53 кВт·ч и заявленный запас хода 420 км.
Без учета субсидий рекомендованная розничная цена на i-Pro составляет 2 млн 990 тыс. руб., а с учетом — 2 млн 65 тыс. руб.
Другим конкурентом Alfarus можно считать перспективный электромобиль «Москвич 3е», который столичные власти также планируют использовать в каршеринге. Стоимость электрической версии «Москвича» самим заводом еще не объявлена, однако ранее от дилеров поступала информация, что за электромобиль попросят 3,5 млн рублей.
Кто стоит за Alfarus?
Производством новых электромобилей в Энгельсе займется компания «Альфа Тех», говорится в заявлении губернатора Саратовской области. Прежде об этой фирме ничего известно не было.
В России существует несколько компаний с таким названием. На инвестора Alfarus более всего похоже зарегистрированное в Пензе ООО «Альфа Тех». В официальном перечне направлений деятельности этой компании указано производство автомобильных транспортных средств, среди дополнительных видов деятельности фигурирует выпуск электродвигателей, аккумуляторов и аккумуляторных батарей, а также электроники для автомобильных транспортных средств.
Само ООО «Альфа Тех» существует с 2010 года, однако, по данным саратовского издания «Бизнес Вектор», летом 2022 года эта фирма сменила название и род деятельности. До того момента она была управляющей компанией в сфере недвижимости.
В пресс-службе губернатора Саратовской области в ответ на запрос Autonews.ru подтвердили, что именно пензенское ООО «Альфа Тех» является инвестором проекта Alfarus.
Есть ли будущее у Alfarus
Как уже было сказано, власти Саратовской области изначально говорят о желании максимально локализовать выпуск электромобилей в своем регионе. План в 2 тыс. машин на 2023 год рассматривается как первый шаг с последующим наращиванием производства. Подразумевается и возможность расширения модельного ряда в будущем.
При этом нигде официально не говорится, что российская сторона подписала соглашение непосредственно с FAW. Сказано лишь о соглашении между властями региона и инвестором.
Один из собеседников Autonews.ru, который владеет собственной компанией по выкупу электромобилей на китайском рынке, на условиях анонимности высказал предположение об использовании следующей схемы.
«К примеру, один из китайских сервисов такси мог договориться с FAW о значительной скидке при закупке крупной партии Bestune NAT. Однако общее число автомобилей могло оказалось для него излишним. В таком случае китайскому покупателю выгодно продать лишние электромобили в Россию, в том числе в разобранном виде. А российская сторона получает частично разобранные FAW Bestune NAT по цене ниже рынка. Остается только представить это в виде локальной сборки», — предположил источник.
Подобные схемы не удивляют даже главу АвтоВАЗа Максима Соколова. На пресс-конференции 10 января он выразил сомнение в том, что даже эмблемы российских брендов на капотах некоторых собранных в России автомобилей из КНР выпускаются на территории РФ, а не заказываются в том же Китае.
Эксперты о будущем электрокаре высказываются критично. Например, представитель Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин заявил, что нынешний объем российского автомобильного рынка, который по итогам 2022 года составит немногим более 600 тыс. машин, делает инвестиции в глубокую локализацию непривлекательными.
«Это не 3 млн автомобилей, которые были проданы в 2012 году. К тому же делиться технологиями тоже никто не спешит. Потому и строят такие потемкинские деревни, которые прикидываются российскими заводами, но таковыми не являются», — считает Антон Шапарин.
Между тем стоит напомнить, что принятая в самом конце 2022 года Стратегия российского автопрома предполагает значительные инвестиции в том числе в локализацию отечественных электрокаров. Для достижения целевых показателей стратегии в 2023–2025 годах будет необходимо до 300 млрд руб. ассигнований федерального бюджета на комплексную программу ускорения локализации критически важных компонентов. К 2025 году локализация отечественных легковых автомобилей должна быть не ниже 80%. К 2035 году доля легковых автомобилей с ДВС должна составлять 70–80%, доля электромобилей — 20–30%.