Продажи новых автомобилей в России по итогам 2022 года рухнули на 58,8%: за 12 месяцев брендам удалось реализовать 687 370 машин против прогнозируемых в январе 2022 года 1,3 млн единиц. Такие данные назвали в Комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Несмотря на драматическое сокращение авторынка в 2022 году и его «архаичное состояние», в АЕБ считают, что в 2023 году ситуация будет улучшаться. Разбираемся, какие тренды определяли авторынок в прошедшем году и к чему готовиться в наступившем.
Китайцы догоняют лидирующий АвтоВАЗ
К началу 2023 года в России автомобилисты не досчитались значительного количества машин популярных брендов. Например, полностью ушли из России Renault, Nissan, Infiniti, Ford. Прекратили производство Mazda, Mercedes-Benz, BMW. Заморозили свое присутствие и заводы все представленные бренды из Volkswagen Group, а также Kia и Hyundai, Stilantis, Mitsubishi и другие. При этом все они успели продать определенное количество автомобилей, хотя падение продаж по отдельным брендам составило 80-100%. При этом появились и новые игроки, которые освежили статистику АЕБ, например, российская марка электромобилей Evolute и премиальное подразделение концерна Chery — бренд Omoda. Продукция завода «Москвич» в статистику 2022 года не попала — скорее всего, дело в том, что в прошлом году дилеры только начали прием заказов. Также продажи в 2022 году начал новый китайский бренд Voyah — возможно, он пока не стал членом АЕБ и не успел предоставить нужную статистику.
Из 687 370 проданных в России автомобилей 81 060 шт., или 11,8% составили легкие коммерческие машины, 334 933 шт., или 48,7% — внедорожники, также итоговый показатель учитывает 840 электрокаров. При этом представленные показатели учитывают только официальные каналы продаж. В таком случае логично предположить, что большинство электромобилей реализовал новый российский бренд Evolute.
Также стоит напомнить, что ряд дилеров в течение 2022 года рассказывал о поступлениях партий из 4-5 тыс. «параллельных» автомобилей, кроме того, активизировались и частные перевозчики. Значит, новых машин в итоге было продано заметно больше. Однако оценивать влияние и количество ввезенных автомобилей по параллельному импорту как дилерами, так и частниками в АЕБ планируют начать только в 2023 году: для этого планируется использовать в подсчетах данные о количестве регистраций машин и получения ЭПТС от организации «Электронный паспорт».
👉 «Скупили все». Как будет работать параллельный импорт в 2023 году
Звание самого популярного автобренда в России по итогам 2022 года сохранил АвтоВАЗ: под маркой Lada было продано 188 645 машин, при этом падение составило 46% (- 350 714 единиц). Компания была вынуждена временно остановить производство весной, но после вновь начала выпускать Granta, Niva Legend и Niva Travel. Однако пока упрощенные — без ABS.
Оценивая данные по продажам последних лет, эксперты ранее указывали на возможные риски для Lada по потере лидерства из-за наступления корейский Kia или Hyundai. Результаты 2022 года показали, что такие предположения были оправданы: даже после полной остановки производства в первой половине года, Kia и Hyundai заняли второе и третье места по продажам с результатом 66 095 (-68%) и 54 811 (-67%) единиц. Можно только догадываться, на какие объемы могли бы выйти корейцы, если бы заводы продолжали работать. Однако в новом году конкуренции со стороны этих брендов пока не ожидается — производственные площадки по-прежнему стоят.
На четвертом месте с результатом 42 110 (-25%) оказался ГАЗ, который продает коммерческие автомобили. А начиная с пятого места в рейтинге начинается самое интересное: так, в пятерку лидеров попал бренд Chery показавший прирост 4% — до 38 497 проданных машин. На шестом месте оказался ушедший из России Renault, который успел продать 39 578 машин (-70%), причем остатки моделей до сих пор есть у дилеров. Также в список вперемешку с «замороженными» брендами, от многих из которых в 2023 нет смысла ожидать высоких результатов, с хорошими показателями на фоне упавшего рынка показали Haval (33 642 машин, -14%), Geely — 24 419 (-1%), Exeed (13 686 машин, +264%), Changan — 5 627 машин (-1%).