В 2023 году АвтоВАЗ намерен начать совместное производство автомобилей с новым партнером из Китая. Сборка будет идти на мощностях бывшего завода Nissan в Санкт-Петербурге: глава предприятия Максим Соколов на недавней пресс-конференции подтвердил, что АвтоВАЗ уже в ближайшее время получит в управление эти мощности, которые после ухода Nissan из России сначала передали Государственному научному центру «НАМИ».
Наименование китайского партнера пока держат в тайне. В одном из официальных сообщений автопроизводителя прямо говорилось, что возобновлять выпуск «ниссанов» не планируется, но и с производством моделей Lada не все так однозначно. Зато уже есть первые планы по объемам производства. Autonews.ru изучил возможные варианты сотрудничества с иностранной компанией.
АвтоВАЗ занял свободные мощности для защиты от конкурентов
За последние десятилетия в России были открыты автосборочные предприятия, чья суммарная производственная мощность составляет несколько миллионов автомобилей в год. При этом объем рынка в прошлом году составил всего 687 тыс. Прогноз экспертов Ассоциации европейского бизнеса на 2023 год обещает рост продаж до 770 тыс. машин, и это без учета параллельного импорта.
При этом один только АвтоВАЗ намерен продать в текущем году 400 тыс. автомобилей. Помешать этому могут относительно недорогие китайские машины — на это указал Соколов на недавней пресс-конференции.
Снизить затраты китайских конкурентов, по словам Соколова, помогают преференции, которые получают иностранные компании со стороны государства за организацию локализованного производства. Однако, как указал глава АвтоВАЗа, на самом деле далеко не все участники рынка обеспечивают существенную локализацию производства в России. Более того, не все готовы инвестировать в углубление локализации.
«Фактически, поддерживая такую крупноузловую сборку, мы датируем производство в других странах, так как почти вся себестоимость готового автомобиля формируется там», — заявил глава АвтоВАЗа на пресс-конференции Lada по итогам 2022 года.
За последнее время появилось несколько новых примеров организации в России сборки автомобилей совместно с так называемыми восточными партнерами. Например, в 2022 году открылось производство электромобилей концерна Donfeng под маркой Evolute в Липецкой области, а в конце года стартовала сборка кроссоверов JAC под маркой «Москвич» на бывшем заводе Renault в Москве.
Кроме того, в Елабуге на бывшем производстве Ford Transit в январе 2023 года начался выпуск фургонов и легких грузовиков из машинокомплектов JAC под теперь уже полностью отечественной маркой Sollers, а в конце этого года в Саратовской области собираются запустить сборку машин концерна FAW под новой маркой Alfarus.
Руководство АвтоВАЗа также прямо признало, что контроль за бывшим заводом Nissan нужен в том числе для того, чтобы не допустить организации там сборки дешевых конкурентов автомобилям Lada из китайских машинокомплектов. К тому же Nissan совсем недавно сам был совладельцем АвтоВАЗа, в Тольятти собирали в том числе седаны Nissan Almera Classic. Таким образом с устройством производства на заводе в Петербурге специалисты АвтоВАЗа знакомы.
Впрочем, бороться с конкурентами из Китая АвтоВАЗ хочет и более решительными методами — так, предприятие уже попросило Минпромторг поднять для них утильсбор.
Совсем без китайских партнеров обойтись не удастся
Соколов признал, что на заводе в Санкт-Петербурге АвтоВАЗ планирует выпускать машины все же совместно с китайским партнером, то есть также производить китайские модели.
Интерес для марки Lada здесь в следующем. Во-первых, АвтоВАЗ таким образом гарантирует, что в Санкт-Петербурге не будет выпускаться продукция, прямо конкурирующая с нынешним модельным рядом Lada. По словам Соколова, рассматриваются сегменты C и D, причем как кроссоверы, так и седаны, притом что в Тольятти сейчас выпускаются более компактные и доступные модели сегмента B и B+.
Во-вторых, Соколов верит в то, что компетенции АвтоВАЗа позволят компании достичь больших успехов в локализации производства, нежели способны будут добиться его конкуренты. При этом он упомянул о желании сотрудничать с производителями автокомпонентов, которые обслуживали питерский завод Hyundai. Последний пока не закрыт, но автомобили для российского рынка больше не выпускает и в комплектующих не нуждается.
Процесс локализации новых машин рассчитан до 2026 года. Однако пока к идее локализации производства в Санкт-Петербурге эксперты относятся скептически. На то, что серьезная локализация при столь небольших объемах производства невозможна, в беседе с Autonews.ru указал автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. Однако, по его словам, речь может идти об использовании одних и тех же узлов и агрегатов для машин тольяттинской и питерской сборки.