Официальная возможность фиксировать с помощью камер выброшенный из автомобилей мусор и штрафовать водителей на этом основании заработала с 11 января 2023 года. Однако пока нарушителей штрафуют в ручном режиме и речь идет главным образом о строительных отходах. Разработчики дорожных камер и операторы рассказали Autonews.ru, как сейчас ловят водителей, которые сбрасывают мусор, когда к делу подключится автоматика и смогут ли камеры распознавать мелкие предметы вплоть до пачки от сигарет.
Штраф за мусор с камеры — до 200 тыс. руб. Практики пока нет
Согласно вступившим в силу поправкам в ст. 8.2 КоАП «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления», штрафные санкции за выброшенный мусор ужесточились, а фиксировать такое нарушение можно также с помощью камер.
- Для физических лиц наказание следующее: штраф в размере 10–15 тыс. руб. (при повторном нарушении в течение года — 20–30 тыс. руб.).
- Для должностных лиц: штраф 20–30 тыс. руб. (при повторном нарушении — 40–60 тыс. руб. + возможна конфискация транспортного средства).
- Для юридических лиц: штраф 30–50 тыс. руб. (при повторном нарушении — 60–100 тыс. руб. + возможна конфискация транспортного средства).
- Если мусор выбрасывают из грузовика, снегохода или трактора, штраф увеличивается до 70 тыс. руб. для граждан и до 200 тыс. руб. для юрлиц. Причем большегруз теперь могут конфисковать.
При этом, как рассказали Autonews.ru в Ассоциации производителей и операторов систем фотовидеофиксации и распознавания «Око», на данный момент им неизвестно о применении такой практики в каком-либо регионе России. В то же время там указали, что принятые законодательные поправки открывают дорогу для разработки необходимых регламентов и четких требований к доказательной базе для внедрения такого функционала камер.
«В первую очередь необходимо наладить межведомственное взаимодействие, так как рассмотрение административных дел за выброшенный мусор из автомобиля не относится к компетенции МВД России, а все комплексы фотовидеофиксации сейчас подключены к системе МВД «Паутина». Далее дело за производителями и операторами систем фотовидеофиксации», — сказали в «Око».
По словам представителей ассоциации, с технической точки зрения для комплексов фото-видеофиксации при фиксации мусора сложностей не возникнет — их можно «научить» определять любой мусор, в том числе выброшенный из окна автомобиля. Речь идет даже о самых мелких предметах. Кроме того, разрешение современных камер позволяет фиксировать не только сам предмет, но и траекторию его движения.
«Однако именно от того, насколько оперативно и слаженно будет осуществлено межведомственное взаимодействие, зависят сроки. По нашим оценкам, уже через полгода можно будет говорить о тестовом введении этого состава правонарушения в администрирование», — сказали в «Око».
Говоря о стихийных свалках мусора, которые, например, часто встречаются рядом с дачными поселками, в «Око» отметили, что технически, бороться с ними проще. Оптимальным вариантом решения такой проблемы там назвали установку «упрощенных» камер с функцией скрытого видеонаблюдения. Их можно подключать к нейросети, которая будет распознавать и госномер автомобиля, и сам факт выброса мусора.
Как камеры будут определять момент нарушения
В свою очередь, специалист по фото-видефиксации Григорий Шухман рассказал Autonews.ru, что с технической точки зрения есть два способа фиксации с помощью камер того момента, когда водитель выбрасывает из машины мусор.
«Это либо «видеоаналитика на нейросетях», то есть нейросети показывают множество образцов и на них учат выявлять в кадре автомобиль, а также тот момент, когда что-то от него отделяется. Далее нейросети должны начать понимать, как на месте остается некий объект, а машина уезжает. Либо разрабатываются алгоритмы распознавания образов, которые делают то же самое, но уже на основании жестко запрограммированных критериев», — считает Шухман.
Как, в свою очередь, предположил Autonews.ru юрист Европейской юридической службы Орест Мацала, метод фиксации и анализа уполномоченным лицом момента с выбрасыванием из машины мусора идентичен фиксации штрафов за разговор по телефону без гарнитуры или за непристегнутый ремень.
«Едет автомобиль, попадает в зону видимости камеры фиксации административных правонарушений и если в этом отрезке видно, что водитель скидывает бытовой мусор или отходы из автомобиля (например, выброс пластиковой бутылки или пустой пачки сигарет), то искусственный интеллект помечает кадр, как заслуживающий внимания. Дальше уполномоченное должностное лицо изучает помеченный материал и если видит, что свершился факт сброса мусора, на имя хозяина машины выписывается штраф», — отметил юрист.
Что изменится для водителей
Ответственность за данное правонарушение последует по ч.3.1-3.4 ст.8.3 КоАП РФ. Данную статью курирует Росприроднадзор и его региональные представительства.
«Как и сотрудники ГИБДД, скорее всего, именно сотрудники Росприроднадзора будут выносить постановления об административном правонарушении. Скорее всего, будет некая единая база фиксации административных нарушений, откуда данные будут черпать как сотрудники ГИБДД, так и сотрудники Росприроднадзора, и иные надзорные органы», — предположил Мацала.
При этом эксперт предупредил: при фиксации камерами на данное нарушение более не будет распространяться презумпция невиновности и хозяину машину придется самому доказывать, что правонарушение он не совершал либо автомобилем пользовалось иное лицо.
«Чтобы обжаловать такое постановление нужно, к примеру, приложить доказательства, что автомобиль находился в пользовании другого лица. Либо указать, что фото размыто и невозможно четко определить было ли нарушение. Либо ссылаться на то, что из содержания постановления невозможно четко определить место и адрес совершения правонарушения. В любом случае все индивидуально и будет зависеть от обстоятельств», — отметил юрист.
В свою очередь, эксперт Шухман считает, что для обычных водителей запуск автоматической фиксации в ближайшее время мало что изменит.
«При разработке документа законодатели ориентировались в первую очередь на борьбу со сбросом бытового мусора дачниками. Например, на такие случаи, когда водители оставляют пакеты с мусором с дачи в ближайшей куче мусора или на остановке. А также для фиксации сброса мусора и промышленными объемами самосвалами или мусорными контейнерами. Cмысла гонятся за отдельными условными окурками, фантиками, пакетами из-под чипсов с помощью камер нет. Для этого нужна хорошая детализация кадра, а камеры автофиксации наоборот настраивают для обзора большей площади, чтобы минимизировать затраты на контроль», — отметил Шухман.