Афганистан на днях удивил автомобильных экспертов, выступив с неожиданной стороны: в стране представили свой первый спортивный автомобиль под названием Mada 9. Машина, которую, конечно же, успели похвалить местные власти, интересна не столько своей конструкцией или дизайном, сколько происхождением. Autonews.ru вспомнил судьбу других быстрых машин из не самых очевидных стран.
Mada 9
Начнем как раз с афганской машины. Ее построили силами компании ENTOP при содействии Кабульского профессионально-технического института, в разработке участвовали 30 инженеров. О технической части известно немного. У машины пластиковые наружные панели кузова и среднемоторная компоновка.
Двигатель используется от обычного хетчбэка Toyota Corolla, но, по утверждению создателей, он был форсирован. Машина уже способна самостоятельно ездить, однако существует пока в единственном экземпляре. У афганских инженеров есть планы и на следующий прототип, который получит электрический привод. Когда он появится, неизвестно, учитывая, что первую машину строили пять лет.
Laraki Epitome
В отличие от афганской Mada 9 у африканского спорткара Laraki Epitome есть некоторая история. Компания Laraki является семейным бизнесом, расположенным в марокканском городе Касабланка.
Семья Лараки заработала состояние на торговле дорогими автомобилями, позже переключилась на яхты. А производство собственных суперкаров стало для бренда чем-то вроде витрины.
👉 Пусто так. Эти машины могли изменить все, но так и не были выпущены
За время своего существования с 1999 года по 2013 год компания показала три автомобиля, причем каждый из них, похоже, существует в единственном экземпляре. Последнюю модель назвали Epitome — ее выпустили в 2013 году.
Это классический среднемоторный суперкар с мотором V8 от американского автомобиля Chevrolet Corvette. И без того мощный двигатель оснастили турбонаддувом, благодаря чему мощность возросла до 1200 л.с. на 91-м бензине и 1750 л.с. на топливе с октановым числом 110.
В отличие от двух предшественников Epitome обещали сделать серийным, точнее, построить ограниченную серию из девяти машин стоимостью $2 млн каждая. Одну из них купил американский рэпер марокканского происхождения Френч Монтана. А остальные так и не нашли своих покупателей, а потому построены не были. Более того, самому Монтане достался единственный выпущенный образец, поездивший до этого по выставкам.
Saroukh el-Jamahiriya
Название этого автомобиля переводится как «Ливийская ракета», и он действительно создан в Ливии. Это не совсем спорткар, а спортивный седан. За дизайн отвечал лично лидер ливийской революции Муаммар Каддафи. По крайне мере, он это утверждал, как и говорил, что самостоятельно разработал сразу несколько вариантов внешности кузова.
Сам автомобиль построили в 2009 году в Италии в единственном экземпляре, но предполагалось, что в Ливии будет освоено его серийное производство. Для машины разработали собственный мотор V6 мощностью 230 л.с., который был способен разгонять «Ливийскую ракету» до 100 км/ч за 7 с. У Каддафи также были планы перевести седан на электротягу и сделать его самым быстрым в мире. Но этого не произошло.
👉 10 производителей суперкаров, которые ушли в историю
Прототип обошелся властям страны в $2 млн, но цену серийных машин предполагалось снизить примерно до 50 тыс. Согласно требованиям главного заказчика машину нужно было спроектировать исключительно из ливийских комплектующих, а основной упор должны были сделать на пассивную безопасность, дабы снизить показатели аварийности на ливийских дорогах.
Все эти планы были прерваны свержением самого Каддафи и началом в стране гражданской войны. Судьба построенного ходового прототипа сейчас неизвестна.
Fenyr SuperSport
Fenyr SuperSport дебютировал в 2019 году — это один из немногих проектов суперкара из исламских стран, который можно назвать условно успешным. Это автомобиль компании W Motors, которая называет себя ливанской, но по факту базируется в Дубае.
В отличие от производителей, которые упоминались выше, W Motors успешно сотрудничает с мировой автоиндустрией. Так, дизайн суперкаров разрабатывали в итальянском Турине, сборку первых прототипов осуществляла компания Magna на своем заводе в австрийском Гратце, а двигатели закупаются у немецкой фирмы Ruf, специализирующийся на производстве высококлассных узлов и агрегатов для Porsche.
Мотор Fenyr SuperSport действительно похож на двигатель Porsche 911. Это шестицилиндровый агрегат с турбонаддувом и оппозитным расположением цилиндров. При объеме 3,8 л он выдает 810 л.с. Коробка передач тоже от Porsche: семиступенчатый «робот» с двумя сцеплениями. Все это позволяет разгоняться до 100 км/ч за 2,7 с.
Собрав первые экземпляры на мощностях Magna, W Motors построила собственный цех в Дубае, где обещает сделать 110 штук Fenyr SuperSport. Первые из них уже поступили покупателям.
Vazirani Automotive Shul
Индия — еще одна страна, мечтающая о национальном суперкаре. И самый свежий претендент на роль такого автомобиля называется Vazirani Shul. Показали его еще в 2018 году в виде концепта, но от планов серийного выпуска производитель до сих пор не отказывается.
Главная особенность Shul — необычная гибридная силовая установка. За вращение колес отвечает электропривод мощностью 1306 л.с., а вот питает его не только тяговая батарея, но и генератор на основе газотурбинного двигателя.
Фактически это мотор от самолета, только маленький. Такой в авиации используют как вспомогательную силовую установку для питания бортсистем воздушного судна на стоянке.
👉 8 спорткаров из прошлого, которые хочется вернуть
В автомобильной промышленности с газотурбинными двигателями экспериментировали во второй половине прошлого века. В итоге эксперты выяснили, что если на шоссе такие моторы дают преимущество в экономии топлива, то в переходных режимах, например при разгоне, напротив, потребляют гораздо больше горючего, чем традиционные поршневые двигатели.
В Vazirani Shul газотурбинный двигатель напрямую с колесами не связан и может работать в оптимальном режиме, вырабатывая электричество. Это позволило сократить емкость тяговой батареи и снизить вес. Параметры не называются, но в Vazirani Automotive обещают сделать Shul одним из самых легких и управляемых спорткаров.
Marussia и BR03
В России также предпринимались попытки создания своих суперкаров. И в первую очередь на память приходит компания Marussia.
👉 Не плачь, Marussia: история о слишком больших деньгах
В 2008 году музыкант и гонщик Николай Фоменко нашел инвесторов и решил начать мелкосерийный выпуск спортивных машин мирового класса. Показанные им спорткары Marussia B1 и B2 по конструкции действительно напоминали мелкосерийные западные аналоги.
В их основе лежала жесткая трубчатая рама, которая снаружи закрывалась пластиковыми кузовными панелями. Двигатель располагался в центре, сразу за креслами водителя и пассажира, привод был задним.
Из интересных особенностей можно упомянуть не продольное, а поперечное расположение моторов. К слову, на первых автомобилях использовались двигатели V6 от Nissan серии VQ объемом 3,5 л, хорошо знакомые по кроссоверу Murano и седану Teana.
Несмотря на обещания авторов проекта выпустить сотни машин, на деле собрали лишь несколько штук, а также заложили еще несколько десятков. Однако те, что были сделаны, получили номера и в теории до сих пор могут встречаться на улицах российских городов. В 2014 году Marussia прекратила свое существование.
Спустя семь лет после закрытия Marussia в России создали другой спортивный автомобиль с трубчатой рамой, пластиковыми панелями кузова, задним приводом и все тем же мотором Nissan серии VQ, правда, формированным до 420 л.с. Это прототип BR03, созданный компанией Бориса Ротенберга BR Engineering.
В отличие от Marussia это исключительно гоночный автомобиль, на котором нельзя выезжать на дороги общего пользования. Зато уже выпущено несколько рабочих экземпляров BR03 и планируется построить достаточно для того, чтобы устроить на них соревнования монокласса.