С неожиданными сложностями при ремонте автомобилей столкнулись владельцы машин ряда иностранных марок. Несмотря на заверения о поддержке российских клиентов, некоторые концерны начали отключать своих официальных дилеров в России от обновления программного обеспечения для сервисного оборудования или блокировать доступ к считыванию ошибок для более новых моделей, выяснил Autonews.ru. Без актуального программного обеспечения провести точную диагностику неисправностей ряда новых моделей невозможно. Водителям каких брендов грозит риск остаться без доступного сервиса и что придумали дилеры, чтобы обойти проблему, — в материале Autonews.ru.
Автомобили каких брендов оказались под ударом
Корреспондент Autonews.ru под видом владельца нового Mercedes-Benz, ввезенного по параллельному импорту, обратился для консультации по ремонту в один из официальных дилерских центров марки в Москве. Сначала сотрудник автосалона заверил, что в компании готовы провести обслуживание любых машин, включая ввезенные неофициально. Но после дополнительных вопросов признал, что возможности для диагностики и ремонта новейших моделей, например EQS SUV, у них «нет и не предвидится».
«У нас есть необходимое программное обеспечение и оборудование для всех моделей. Но при этом работать с новыми электрическими моделями EQS и EQE мы не можем и не планируем», — сказал сотрудник дилерского цента.
Примерно то же сказали и в другом дилерском центре: за сервис актуальной на 2022 год модельной линейки Mercedes там браться готовы, но от диагностики самых свежих EQS и EQE отказались.
На прямой вопрос о том, отключили ли дилера от обновления программного обеспечения для сервиса и ремонта, менеджер ушел от ответа. При этом он подтвердил, что мобильное приложение Mercedes, через которое, к примеру, можно дистанционно заводить мотор, работает с перебоями и не всегда «видит» автомобиль пользователя.
Autonews.ru обратился в головной европейский офис Mercedes-Benz. Там комментировать ситуацию с обновлениями программного обеспечения для дилерского оборудования отказались. В головном офисе бренда лишь в очередной раз подтвердили полное закрытие своего бизнеса в России и передачу активов группе компаний «Автодом». В Mercedes заверили, что позаботятся об исполнении гарантийных обязательств перед владельцами уже проданных в России автомобилей. Также там заявили, что будут исполнены обязательства перед клиентами, купившими официальные расширенные сервисные пакеты, которые включают продленную гарантию.
С похожей проблемой корреспондент Autonews.ru столкнулся и в Volkswagen. Так, в официальном сервисном центре Volkswagen прямо признали проблему отключения от обновлений ПО, но пояснили, что дело не в диагностике.
«Мы готовы все диагностировать и исправлять, даже на автомобилях, ввезенных в Россию неофициально. Иное дело, если вы попадете в ДТП и повредите радар-детектор активного круиз-контроля. Мы найдем детали на замену, но подключить новый радар к электронике машины без доступа к онлайн-сервису Volkswagen мы не можем. Не попадайте в аварии», — предупредили в дилерском центре.
При этом, по данным источника Autonews.ru, близкого к ввозу и продаже «параллельных» машин, дилеров Volkswagen в России все-таки отключают от нужных обновлений. Кроме того, так поступили и в Jaguar Land Rover. По данным источника, ожидается отключение и других европейцев.
Примечательно, что еще в одном дилерском центре VW успокоили, что проблем с диагностикой сейчас не видят. «Обслужим, починим, все сделаем, не волнуйтесь», — заверил продавец.
Autonews.ru также обратился в головной офис Volkswagen Group и JLR с вопросом о положении дел с обслуживанием машин и программном обеспечении, но ответа на момент выхода публикации не поступило.
В автосалонах японских и корейских брендов, которые корреспондент Autonews.ru также посетил под видом простого покупателя, его заверили, что техническая поддержка дилеров осуществляется в полном объеме.
Особняком стоит Renault и Nissan: обслуживание этих автомобилей будет обеспечивать их бывший партнер АвтоВАЗ. На недавней пресс-конференции по итогам 2022 года глава АвтоВАЗа Максим Соколов заверил, что рабочее общение с Renault и Nissan по вопросам технического сотрудничества, поставок запчастей и автокомпонентов продолжается.
Менеджер одного из салонов Nissan подтвердил, что обновление сервисного оборудования продолжается, вот только мобильное приложение для клиентов перестало работать.
Чем грозит отсутствие поддержки от автопроизводителя для водителей
Подключив машину на сервисе к компьютеру, можно диагностировать множество неисправностей, а некоторые сразу устранить, объяснил в беседе с Autonews.ru директор испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко (специализируется на проведении тюнинга и его легализации в ГИБДД).
Например, производитель, накопив данные об эксплуатации конкретной своей модели, может прийти к выводу о некорректной работе системы ABS. После чего разослать своим дилерам новую прошивку системы, которая будет загружена в автомобили при посещении сервиса, после чего алгоритм срабатывания ABS изменится.
«Современный автомобиль — это гаджет», — отметил Пархоменко.
Другая проблема заключается в отсутствии программного обеспечения для работы с автомобилями, которые вышли на рынок после 2022 года и будут ввезены по параллельному импорту, предупреждает учредитель компании «Автодегустатор», которая ввозит такие машины в Россию, Арарат Мардоян.
Он рассказал, что при выводе машины на рынок автопроизводители обычно рассылают своим официальным дилерам все необходимое программное обеспечение и оно продолжает работать в России и после ухода автоконцерна. Но без обновлений подключить диагностическое оборудование к новым моделям невозможно.
Наконец, современные машины, особенно высшего ценового сегмента предусматривают возможность обновлять свои электронные системы и даже получать новые функции — как это происходит со смартфонами. Автомобилем, как и телефоном, можно будет пользоваться и без таких обновлений, признают эксперты. Но некоторые апдейты повышают в том числе безопасность транспортного средства, напоминает Пархоменко.
Станции техобслуживания переходят на работу в серую
По словам Мардояна, уже сейчас существуют пиратские копии программных кодов для оборудования станций техобслуживания. Им даже посвящены тематические сайты и форумы в интернете, где дилеры могут найти необходимое свежее ПО и обменяться опытом. Сейчас интерес к таким нелегальным программным кодам проявляет все больше автосалонов.
«Это как раньше было с пиратскими копиями компьютерных программ. Кто-то привозит легальную копию в Россию, потом взламывается защитный код и вот диски с программой уже можно купить в подземном переходе», — поясняет Мардоян. При этом он предупреждает, что на взлом нового ПО для свежих моделей машин у хакеров может уходить 2-3 месяца.
«Временные проблемы с диагностикой в таком случае возможны, но новые автомобили редко требуют ремонта», — утешает эксперт.
Автосервисы всегда искали пути обхода запретов и ограничений со стороны автопроизводителей, признает Пархоменко. Нелегальное программное обеспечение действительно давно существует, но к его качеству, а также к тому, как оно применяется мастером, могут быть вопросы.
«Присутствующий в стране автопроизводитель осуществляет контроль над дилерами и сервисными центрами и гарантирует, что у них есть современное оборудование со свежей прошивкой и подготовленные специалисты. Теперь такого контроля не будет», — предупреждает эксперт.
Отключение от обновлений программного обеспечения на самом деле связано и с другой проблемой: отзывными компаниями. До сих пор автопроизводитель, который обнаруживал брак в конкретной модели своего автомобиля, обязывал официальных дилеров пригласить клиентов для бесплатного устранения дефекта. Как теперь это будет осуществляться теперь и будет ли вообще, эксперты сказать затрудняются.
Что будет с ценами на ремонт
Мнения экспертов относительно стоимости обслуживания автомобилей разделились. Уход автоконцернов или приостановка их работы в России, прекращение поддержки с их стороны, необходимость самостоятельно обновлять программное обеспечение осложнит работу официальных дилерских центров, уверен Пархоменко. По его словам, это приведет к дополнительным тратам сервисных подразделений, которые без сомнения будут переложены на клиентов.
С другой стороны, потеря поддержки от производителя и переход на пиратское программное обеспечение лишает официальные дилерские центры их технического преимущества над независимыми СТО, напоминает Мардоян. Фактически все оказываются в равных условиях, и клиенту уже не обязательно ехать в фирменный автосервис, если там сделают такую же диагностику, что и в альтернативном месте.
Чтобы удержать клиентов, официальным дилерам придется снижать стоимость обслуживания, полагает эксперт.