Только 5% автомобилистов получили натуральное возмещение по ОСАГО в виде ремонта по итогам 2022 года. Еще в 2021 году ремонт на СТО вместо денег выбирали 9% автомобилистов. Такие данные предоставили Autonews.ru в пресс-службе Центробанка. Снижение проведенных ремонтов на СТО по направлению страховых и увеличение количества денежных выплат в ЦБ назвали следствием возникшего на рынке дефицита запчастей и комплектующих, из-за которого значительно увеличились сроки ремонта автомобилей. При этом цена запчастей по итогам 2022 года в среднем выросла на 30%, а по некоторым отдельным брендам и наименованиям на 50–80%, а в Российском союзе автостраховщиков (РСА) не сразу успевали реагировать и обновлять справочники запчастей, по котором рассчитывается цена ремонта. Разбираемся, что делать, если водитель не хочет соглашаться на деньги, как долго в таком случае придется ждать записи на СТО и что предлагают страховщики и эксперты, чтобы решить проблему с длинным ожиданием ремонта.
Страховщики перестали укладываться в 30-дневный срок ремонта по ОСАГО
Согласно закону об ОСАГО, у пострадавших в ДТП автомобилистов есть выбор: настаивать на ремонте на СТО, с которой у страховщика заключен договор, или соглашаться на денежную выплату, самому искать техстанцию и чинить машину там по предложенным ценам и срокам. У страховщиков, в свою очередь, есть 30 дней на исполнение своих обязательств по ремонту. Если этого не происходит, начинает начисляться неустойка 0,5% от суммы ремонта — таковы нормы закона об ОСАГО. При этом опрошенные юристы в области автострахования рассказали, что нередко водители получают денежные выплаты без предупреждения от страховых компаний — таким образом те пытаются решить проблемы с выполнением обязательств. По словам юристов, зачастую водители соглашаются даже на меньшие суммы, чтобы не вступать в споры со страховыми.
В РСА подтвердили Autonews.ru, во второй половине 2022 года возник определенный тренд: снижение доли страховых случаев, урегулированных в виде восстановительного ремонта, практически до нуля.
«Эта ситуация сохраняется и сегодня. Страховщики машины не чинят, все работы выполняет СТО по направлению страховщика. И если технология ремонта предусматривает замену детали, то эту деталь надо получить. Уход иностранных автопроизводителей с отечественного рынка, санкционные ограничения привели к значительному дефициту запасных частей, особенно таких, которые используются в восстановительном ремонте после ДТП и по которым нет аналогов — неоригинальных запчастей», — отметили в РСА.
Там уточнили, что во многих случаях можно организовать доставку такой детали через цепочки параллельного импорта, но срок доставки будет не менее месяца. Именно из-за нехватки времени на доставку нужной детали РСА предложил увеличить срок, необходимый для выполнения ремонта до 60 дней. Еще один вариант — ремонт с использованием б/у запчастей.
«Сегодняшняя ситуация с дефицитом на рынке запасных частей просто заставляет нас прорабатывать возможности для ремонта б/у запчастями. Это позволит выполнять ремонт в разумный срок, причиняя минимально возможные неудобства автовладельцам, а также не завышать стоимость восстановительно ремонта автомобилей после ДТП. Это позволит нам избежать увеличения цены полисов ОСАГО», — сказали в РСА.
Впрочем, в Центробанке уже выступили против обеих идей — так говорится в ответе на запрос, который Autonews.ru получил от регулятора. «Увеличение сроков ремонта по ОСАГО может привести к невозможности эксплуатации ТС в течение долгого времени, а разрешение использовать при ремонте поврежденных ТС бывшие в употреблении запчасти — к снижению уровня безопасности на дорогах», — заявили в Центробанке.
Водитель имеет право выбора: деньги или ремонт
Пока Центробанк, РСА и другие заинтересованные ведомства пытаются договориться между собой, у автомобилистов возникают логичные вопросы: какие у них есть альтернативы, соглашаться на деньги и не окажется ли фактическая стоимость ремонта выше, чем полученная выплата. При этом еще недавно в РСА сами призывали водителей ни в коем случае не соглашаться на деньги, чтобы иметь возможность полноценно отремонтировать автомобиль даже после резкого подорожания запчастей.
Во-первых, важно понимать, что у водителя действительно есть право выбора. Как объяснил Autonews.ru генеральный директор «Совкомбанк Страхования» Игорь Лаппи, приоритетной формой является натуральная форма возмещения. Выплата деньгами также правомерна и допускается либо при отсутствии у страховщика контракта со станцией техобслуживания, удовлетворяющей определенным законом условиям. Есть и другие критерии, на основании которых страховщик может выплатить деньги, — например, на основании соглашения с клиентом. Или, как обратил внимание начальник управления методологии блока «Урегулирование убытков» ПАО СК «Росгосстрах» Алексей Бондарев, в том случае, когда в пределах 50 км от места жительства застрахованного или от места ДТП отсутствует станция техобслуживания, на которой может быть произведен ремонт.
Как уточнили в ЦБ, если нужной СТО у страховщика нет, по согласованию с потерпевшим машину могут отправить на ремонт на другую станцию. Но уже без гарантии соблюдения сроков. При отказе потерпевшего от такого варианта и в связи с невозможностью по объективным причинам отремонтировать машину в установленные сроки натуральное возмещение по закону может быть заменено денежной выплатой.
Также, как отметили представители страхового сообщества, у автомобилиста после согласования со страховщиком есть право починить машину за счет страховщика на «своей» станции на основании направления на ремонт, выданного страховщиком. Если стоимость ремонта окажется выше, потерпевший может обратиться к виновнику ДТП с требованием о взыскании суммы, не хватающей для проведения ремонта.