Цены на востребованные автомобильные масла в России с февраля 2022 года выросли на 72%, а на топовые смазочные материалы для двигателей современных иномарок — на 82%, следует из данных B2X Consulting. Autonews.ru разобрался, что теперь будет с ценами на масла в текущем году и стоит ли доверять новым, непривычным брендам.
Санкции и уход популярных брендов
Причина роста цен на автомобильные масла — наложенные на Россию санкции. Еще весной 2022 года под запрет со стороны Европы попал экспорт ряда категорий моторных масел. В первую очередь тех, которые предназначены для грузовых автомобилей. Однако уже тогда с российского рынка ушли основные мировые игроки: Total, Shell, Mobil и Castrol, напомнил в беседе с Autonews.ru член правления Союза автосервисов Илья Плисов.
Действительно, весной 2022 года стало известно о том, что новым собственником завода по производству масел Shell в Торжке стала компания «ЛУКОЙЛ». В то же время компания Total объявила о закрытии своего производства в Калуге. Правда, источник Autonews.ru в сфере экспертизы качества моторного масла утверждает, что масло с калужского предприятия Total продолжает поступать в розничные сети. Похожая ситуация, по данным источника, сложилась и с немецким брендом Fuchs: марка прекратила поставки в Россию, но предприятие, также расположенное в Калуге, пока работает на российском сырье.
Кроме того, под запрет попали и поставки в Россию из Европы присадок, позволяющих местным производителям делать масла для современных автомобилей, включая иномарки.
Однако, как заявил Autonews.ru Плисов, к тотальному дефициту эти меры не привели.
«Европейские компании второго эшелона продолжали везти к нам масла для легковых машин, кроме того появились каналы импорта через так называемые прокси-страны, что позволяло обходить санкционные запреты, — сказал эксперт. — Так, в перечень товаров, разрешенных для параллельного ввоза Минпромторгом, со временем добавились марки Shell, Total ExxonMobil и Texaco».
Проблема с присадками для отечественных масел также была довольно быстро решена, отмечает директор B2X Consalting Ольга Полтавская.
«Поставки недостающих компонентов для производства масел были восстановлены и приобрели системный, отлаженный характер к концу 2022 года», — сказала она.
В итоге, если в 2021 году самой продаваемой маркой масла в России была Shell, то в 2022 году в лидеры вышел Lukoil, а в топ-10 впервые вошли такие бренды, как Rolf, Sintec и две марки от «Газпром нефти»: Gazpromneft и G-Energy.
Нужный расходник подорожал на 20–80%
Моторные масла — один из основных видов расходных материалов в современном автомобиле. Производители рекомендуют разные интервалы межсервисного пробега для замены масла, но почти все требуют делать это не реже одного раза в год. Это обязательное условие надежности и долговечности двигателей внутреннего сгорания.
Те, кто последний раз покупал масло год назад, теперь цены не узнают. С 18 февраля 2022 года по конец января 2023 года четырехлитровая канистра ходового масла 5W 40 класса SN по API подорожала на 72% и теперь стоит в среднем 4230 руб. против 2456 руб. годом ранее. Это масло имеет, в частности, рекомендации к применению в автомобилях Mercedes и Volkswagen.
Еще сильнее подорожало масло 5W 30 категории C3 по ACEA — оно обязательно для высокофорсированных бензиновых и современных легковых дизельных двигателей. Средняя цена на канистру такого масла с февраля 2022 года по конец января 2023 года увеличилась на 82%, с 2560 до 4816 руб.
Совсем простое минеральное масло с вязкостью 10W 40 категории API SG выросло в цене заметно меньше, всего на 20%, с 1081 до 1297 руб. за стандартную четырехлитровую канистру. Но оно не подходит для современных двигателей и годится только для подержанных отечественных машин родом из прошлого века.
Категория масла | Цена на 18 февраля 2022 года | Цена на 20 января 2023 года | Разница |
10W 40 API SG | 1081 руб. | 1297 руб. | 20% |
10W 40 API SL/SN, ACEA A3/B4 | 1639 руб. | 2762 руб. | 69% |
5W 40 API SN | 2456 руб. | 4230 руб. | 72% |
5W 30 ACEA C3 | 2650 руб. | 4816 руб. | 82% |
5W 30 ACEA A5/B5 | 2365 руб. | 4240 руб. | 79% |
* Данные B2X Consulting на основе мониторинга цен на масла в четырехлитровых канистрах разных брендов в 23 торговых точках Москвы | |||
Цены при этом росли неравномерно. Более всего подорожали импортные масла: к осени 2022 года цена канистры 5W 40 категории SN превысила 6 тыс. руб. Отечественные аналоги поначалу дорожали не так сильно, но летом прошлого года рост их цен ускорился. Только с июня по сентябрь стоимость канистры отечественного масла для современных двигателей выросла на 20%, хотя импортные аналоги в этот период уже не дорожали.
Дефицит и контрафакт
Все тот же источник Autonews.ru на рынке подтверждает, что ввоз масел ушедших марок по параллельному импорту продолжается, но новые санкции могут его затруднить. Теперь, по его мнению, европейские чиновники станут не просто следить за тем, чтобы санкционная продукция не направлялась в Россию напрямую. Как ожидает источник, они будут обращать внимание на избыточные поставки в третьи страны, через которые осуществляется параллельный импорт. В Европе сейчас как раз обсуждается введение уголовной ответственности за обход санкций против России.
Это, в свою очередь, создает благоприятную среду для преступной деятельности, напоминают эксперты.
«Повышенный спрос на дефицитные масла всегда приводит к росту криминальной составляющей, в частности увеличению числа подделок, — говорит Плисов. — В России давно существуют производители фирменной упаковки для брендированных масел, и преступники просто заливают в эти канистры и банки масла более дешевых категорий. Потом клиенты жалуются, что современные моторы стали ненадежными. Но дело может быть не в двигателях, а как раз в поддельном масле».
По словам источника, и прежде отмечались случаи, когда поддельное масло могло заливаться в двигатели свежих, находящихся на гарантии автомобилей даже на официальных сервисах крупных автомобильных брендов. Однако представительства ведущих химических компаний старались бороться с такими ситуациями, а клиент перед тем, как менять масло, мог позвонить по горячей линии производителя и уточнить, были ли вообще поставки продукции в конкретный автосервис или магазин.
Теперь такой возможности у покупателя масла любого из ушедших из России брендов нет.
«Сложные способы доставки через третьи страны увеличили затраты и цены на эти масла, повысили риски покупки неоригинальных масел, поскольку контроля со стороны производителей в настоящий момент нет», — признает Полтавская.
Что будет с ценами и есть ли смысл в закупке впрок
До сих пор в магазинах можно встретить автомобильные масла ушедших марок. Это остатки старых запасов, а также продукция, ввезенная по параллельному импорту. Цены выросли, но острого дефицита пока не наблюдается.
Однако с ростом санкционного давления купить масло, попавшее под запрет, станет сложнее. И у владельцев машин, которые не собираются менять их в ближайшие годы, может возникнуть желание закупить масло сразу на несколько ТО вперед.
Так с рынком уже было, напоминает Плисов.
«Основной пик роста цен пришелся на весну 2022 года, когда, с одной стороны, топовые европейские бренды стали уходить с рынка, а с другой — напуганные покупатели начали приобретать запчасти и масла впрок.
16 декабря вышел очередной пакет европейских санкций, который полностью запрещает прямой импорт всех моторных масел и затрудняет их ввоз через другие страны. Это приведет к росту цен на масла европейских марок на 10–20%, а если люди вновь станут закупаться впрок, то возможен и более серьезный скачок», — считает эксперт.
В таких условиях логичным, по словам экспертов, выглядит переход на масла отечественных брендов. Тем более что российские производители уже нашли поставщиков необходимых присадок в азиатских странах. Однако именно такие масла в 2023 году могут подорожать.
«За последние десять лет российские производители научились делать масла, по качеству покрывающие примерно 98% потребностей автомобильного рынка. Пока их стоимость в целом остается прежней, однако сокращение числа игроков всегда вызывает у оставшихся соблазн воспользоваться ситуацией и повысить цены», — резюмирует Плисов.
Однако, по мнению Полтавской, рынок уже отреагировал на внешние изменения и в 2023 году серьезного роста цен не будет.
«В освободившихся рыночных нишах будут конкурировать текущие лидеры рынка и новые либо малоизвестные на сегодняшний день бренды российских и азиатских производителей», — считает эксперт. По ее словам, рост цен на масла будет на уровне общей инфляции. Напомним, что по итогам года в России этот показатель составил 11,9%. В 2023 году, по прогнозу Банка России, инфляция составит 12–13%.