В России автопроизводителям до 1 июня продлят возможность выпускать упрощенные модели без ряда популярных опций и с моторами пониженных экологических классов, выяснил Autonews.ru. Кроме того, как сообщили Autonews.ru источники в отрасли, физлицам пролонгируют разрешение на ввоз машин из-за границы без обязательной установки системы ЭРА-ГЛОНАСС. Ранее планировалось, что с 1 февраля эти льготы перестанут действовать.
Позже, вечером во вторник, 31 января, в правительстве сообщили о продлении сроков действия постановления от 12 мая 2022 года № 855 «Об утверждении Правил применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия». Соответствующий документ был опубликован на портале правовой информации. Постановление в том числе разрешает производить выпуск упрощенных моделей автомобилей. Кроме того, этот же документ разрешает регистрацию автомобилей в ГИБДД без оснащения системой ЭРА-ГЛОНАСС — речь идет только о ввезенных машинах физлицами.
Производство упрощенных моделей автомобилей
Согласно обновленному в 2022 году законодательству, столкнувшиеся с санкциями автопроизводители получили возможность выпускать упрощенные модели.
Такие нормы были прописаны в постановлении правительства от 12 мая 2022 года № 855 «Об утверждении Правил применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия». При этом срок действия документа истекал после 1 февраля 2023 года. Это означало, что отечественные производители должны были перестать экономить и начать выпускать полноценные машины. Однако благодаря сохранению льгот упрощенные модели продолжат сходить с конвейеров.
Продленные льготы позволяют:
- производить автомобили без антиблокировочной системой тормозов (АБС);
- производить автомобили без системы контроля устойчивости (ESP и прочих);
- устанавливать экологичные моторы класса ниже Евро-5 (Евро-0, 1, 2, 3, 4);
- не устанавливать систему ЭРА-ГЛОНАСС.
Правилами предусмотрена возможность выпускать автомобили экологических классов ниже действующих, но при регистрации таких автомобилей на территории России и в странах-партнерах, в документах на технику вносят отметки о том, что машины изготовлены в особом порядке. В России этим документом выступает электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС).
Возможность выпускать упрощенные модели есть у следующих автобрендов:
- УАЗ;
- КамАЗ;
- ПАЗ;
- ГАЗ 3302;
- Lada.
Примечательно, что выезжать на таких упрощенных автомобилях из России можно только в те государства, с которыми достигнуты взаимные двусторонние соглашения. С 2022 года такая принципиальная договоренность достигнута только между Россией и Белоруссией.
В пресс-службе АвтоВАЗа отказались комментировать продление льготы. При этом там подтвердили Autonews.ru, что в 2023 году вернут ABS в комплектацию автомобилей. В пресс-службе УАЗа также на стали отвечать на этот вопрос.
«Что касается нашего производства, сообщаем, что продолжаем вести активную работу по развитию компонентной базы. На данный момент многое из запланированного уже реализовано, ряд перспективных решений еще в процессе. И в обозримом будущем мы непременно проинформируем вас о планах и новшествах», — отметили в компании.
В Минпромторге на запроc Autonews.ru не ответили.
Аналитик в области автомобильной промышленности Владимир Беспалов уверен, что еще некоторое время спрос на упрощенные автомобили без ряда опций в России будет сохраняться. Он объяснил это тем, пока спрос на новые модели в стране не удовлетворен. «Потенциал рынка — около 1,5 млн автомобилей. И существующие предложения удовлетворить его не могут. Машины стоят очень дорого, модельные ряды ограничены: кто-то из автокомпаний просто не может производить прежние версии, кто-то вообще стоит. АвтоВАЗ пока не может полностью заместить поставщиков нужных комплектующих. Поэтому упрощенные машины будут покупать», — сказал Беспалов Autonews.ru.
При этом эксперт уверен, что продление возможности выпускать машины без ряда важных опций — временная мера. «Сейчас льготу продлят, позже в правительстве снова оценят ситуацию на рынке. Но к тому времени будет налаживаться параллельный импорт, будет происходить постепенное насыщение рынка. Поэтому те меры исключительного характера будут постепенно отменяться. И, конечно, в Россию должны возвращаться модели с ABS, подушками безопасности, экологичными моторами — ситуация будет меняться по мере поиска новых поставщиков», — считает эксперт.
В свою очередь представитель Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин в беседе с Autonews.ru заявил, что ожидает расширения возможностей для автокомпаний по выпуску упрощенных моделей. «Упрощенные автомобили, безусловно, будут производить еще долгое время. Может быть, в правительстве даже расширят возможности для отказа от других привычных опций. Так, мы уже видим, что АвтоВАЗ выпускает машины без центральных замков. Количество ограничений будет нарастать», — считает Шапарин.