Что такое Дорога жизни
Дорога жизни — это водная (а в зимнее время — ледовая) трасса, проходившая по Ладожскому озеру, которая вместе с воздушным мостом обеспечивала связь Ленинграда с Большой землей в период блокады города на Неве немецкими и финскими войсками в годы Второй мировой войны. В более узком смысле Дорогой жизни часто называют военно-автомобильную дорогу № 101 (№ 102), которая действовала на Ладоге с конца ноября 1941 по апрель 1942 года, а затем с ноября 1942 по март 1943 года, когда в ходе операции «Искра» блокада была прорвана и возобновлено прямое железнодорожное сообщение с Ленинградом.
Для чего использовалась Дорога жизни
По Дороге жизни, а также связанным с ней объектам (подводные линии связи, топливопровод, силовые электрические кабели, ЛЭП на вмороженных в лед столбах) осуществлялось снабжение Ленинграда продовольствием, медикаментами, топливом, электроэнергией, предметами первой необходимости, а находившаяся в окружении группировка советских войск получала также пополнение, оружие и боеприпасы. В обратном направлении по той же трассе несколькими волнами осуществлялась эвакуация населения блокадного города.
В структуру Дороги жизни входили и ее работу обеспечивали:
- Северо-Западное речное пароходство, переданное в состав Ладожской военной флотилии;
- автомобильные войсковые части;
- порты с транспортной инфраструктурой;
- перевалочные базы;
- склады;
- военно-санитарные учреждения;
- система обороны, включая части ПВО.
Маршрут Дороги жизни
С захвата немецкими войсками Шлиссельбурга 8 сентября 1941 года принято вести отсчет блокады Ленинграда. Снабжение города в значимых объемах стало возможно только через расположенное к северо-востоку от него Ладожское озеро, юго-западное и восточное побережья которого контролировались советскими войсками.
- Участок железной дороги Вологда — Череповец — Волхов поблизости от восточного побережья Ладоги превратился в отправную точку Дороги жизни.
- В соответствии с постановлением Государственного комитета обороны от 30 августа 1941 года начались работы по созданию необходимой инфраструктуры на необорудованном юго-западном побережье Ладоги. Для приема судов были выбраны три бухты — Осиновец, Гольцмана и Морье, — находившиеся неподалеку от ж/д станции Ладожское Озеро. Первые две речные баржи с зерном и мешками с мукой 12 сентября привел на осиновецкий рейд буксир «Орел».
- В октябре 1941 года в преддверии ледостава началась подготовка к строительству ледовой трассы через Ладожское озеро, и 13 ноября начальник тыла Ленинградского фронта Феофан Лагунов подписал приказ «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец — маяк Кареджи».
- В соответствии с приказом командующего Ленинградским фронтом от 19 ноября маршрут был скорректирован: от мыса Осиновец автотракторная дорога должна была пройти к островам Зеленцы с разветвлением на Кобону и Лаврово на восточном побережье Ладоги. 26 ноября открывшаяся шестью днями ранее трасса получила наименование «военно-автомобильная дорога № 101» (впоследствии стала частью ВАД № 102).
Длина ледовой дороги составила около 30 км. Из-за слабости льда в начальный период эксплуатации трассы ее маршрут приходилось часто менять. Дорогу обслуживали примерно 350 регулировщиков на нескольких десятках регулировочных постов. На ледовой дороге было установлено двухстороннее раздельное движение. Расстояние между полосами составляло 100–150 м. Для предотвращения проваливания под лед сразу нескольких автомобилей дистанция между машинами в колонне была не менее 100 м. Опасность представляли не только трещины и полыньи, но и явление резонанса. Чтобы не допустить его, была предписана определенная скорость движения. Тем не менее за время работы трассы произошло 357 провалов автомобилей под лед (поверхностных 214 и полных 143). При этом большинство машин было поднято из воды.
Транспортный парк Дороги жизни
Движение по ВАД № 101 открыли 20 ноября 1941 года, но на еще не вполне окрепший лед автомобили не выпустили. Конно-санный обоз из состава конно-транспортного полка доставил в Осиновец на 350 упряжках 63 т муки. И в последующем гужевой транспорт использовался на ледовой Дороге жизни наряду с автомобильным, а для перевозки отдельных пассажиров и небольших грузов применялись даже буера. Первые автомобили, порожние грузовики ГАЗ-АА, прошли по ледовой трассе уже 21 ноября 1941 года, а днем позже на восточный берег была отправлена колонна под управлением командира 389-го отдельного автотранспортного батальона капитана Василия Порчунова, состоящая из 60 грузовиков с прицепленными санями.
Автотранспортные бригады, батальоны и роты, обслуживавшие трассу, помимо полуторок ГАЗ-АА, использовали и трехтонные ЗиС-5. Численность различных транспортных средств на Дороге жизни с течением времени существенно менялась. В пиковый период, перед началом ледохода в апреле 1942 года, на трассе работали 2957 грузовых и 348 специальных автомобилей, 84 трактора, 241 лошадь.
Значение Дороги жизни
Дорога жизни сыграла ключевую роль в улучшении продовольственного положения в Ленинграде в самую тяжелую блокадную зиму — 1941–1942 годов. Если с 20 ноября по 25 декабря 1941 года в городе действовали минимальные нормы по продуктовым карточкам (125 г хлеба в сутки для служащих иждивенцев и детей, 200 г для рабочих), то с 25 декабря нормы повысились до 200 г и 350 г соответственно. Затем нормы выдачи поднимались 24 января и 11 февраля 1942 года, достигнув 300 г хлеба для детей и иждивенцев, 400 г для служащих и 500 г для рабочих.
Оборона города на Неве во многом выстояла также благодаря Дороге жизни. Только в навигацию 1942 года в Ленинград по Ладоге доставили 290 000 военнослужащих. Общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по Дороге жизни (в том числе водным транспортом) за весь период ее действия, составило свыше 1 615 000 т. За это же время из города было эвакуировано около 1 376 000 человек.