Ремонт и обслуживание автомобилей за прошедший год существенно подорожали. Autonews.ru совместно с порталом «Дром» выяснил, какие автомобильные детали прибавили в цене больше всего и что будет с рынком запчастей в 2023 году.
Рост цен на самое необходимое
Средняя стоимость автозапчастей с января 2022 года по январь 2023 года выросла на 28-30%, подсчитали в «Дроме» по запросу Autonews.ru. В независимости от дефицита или редкости той или иной запчасти, за 2022 год сильнее всего подорожали самые ходовые автомобильные компоненты, так называемые «расходники» — то, что необходимо менять по регламенту регулярно, без привязки к поломкам или ДТП.
Autonews.ru уже писал, что в цене выросли такие расходные для автомобилистов позиции, как моторные масла и шины. Однако подорожали не только они: в первую очередь выросли в цене и другие «расходники»: фильтры, тормозные диски и колодки, а более всего, на 73%, — моторные свечи.
Средние цены на запчасти в России в январе 2022 года и в январе 2023 года (для кузовных деталей учитывались как новые элементы, так и бывшие в употреблении) |
|||
Наименование запчасти | Цена в январе 2022 г., руб. | Цена в январе 2023 г., руб. | Изменение, % |
Бампер | 6 502 | 8 757 | 35 |
Дверь боковая | 7 681 | 9 968 | 30 |
Крыло | 5 315 | 7 160 | 35 |
Зеркало заднего вида боковое | 3 994 | 5 124 | 28 |
Фара | 8 412 | 11 377 | 35 |
Панель приборов | 4 090 | 4 033 | -1 |
Сиденье | 9 913 | 11 255 | 14 |
Фильтр воздушный | 803 | 1 204 | 50 |
Фильтр масляный | 608 | 881 | 45 |
Свеча зажигания | 709 | 1 226 | 73 |
Катушка зажигания | 1 592 | 2 097 | 32 |
Стартер | 4 534 | 5 897 | 30 |
Двигатель в сборе | 62 815 | 85 984 | 37 |
Насос топливный | 3 876 | 5 118 | 32 |
Радиатор охлаждения двигателя | 7 409 | 10 014 | 35 |
Решетка радиатора | 3 954 | 4 964 | 26 |
Генератор | 7 172 | 9 325 | 30 |
Стекло боковое | 1 556 | 1 855 | 19 |
Стекло лобовое | 8 059 | 8 592 | 7 |
Стекло заднее | 3 985 | 4 331 | 9 |
Диск тормозной | 2 480 | 3 785 | 53 |
Колодки тормозные | 1 814 | 2 465 | 36 |
Суппорт тормозной | 2 596 | 3 615 | 39 |
Амортизатор | 3 779 | 4 593 | 22 |
Ступица | 3 006 | 4 204 | 40 |
Сайлентблок | 719 | 1 003 | 40 |
Рулевая рейка | 9 606 | 11 904 | 24 |
По данным опроса, проведенного «Дромом», 14% покупателей еще весной 2022 года закупили «расходники» про запас. При этом 55% опрошенных заявили, что приняли решение не поддаваться панике, даже имея возможность купить запчасти впрок.
В меньшей степени подорожали кузовные детали, но это связано с тем, что в этих категориях присутствуют как новые запчасти, так и подержанные, с так называемых «разборок», то есть от машин, которые после аварий не подлежат восстановлению, но отдельные детали которых в столкновениях не пострадали. Если требования безопасности запрещают ставить на машину б/у элементы, скажем, тормозной системы или подушки безопасности от другого автомобиля, то в установке подержанного бокового зеркала или бампера опасности нет.
В этом отношении менее всего подешевели предметы интерьера автомобиля. Они в меньшей степени страдают от времени и в авариях, а потому на разборках найти, скажем, дверную карту или иную пластиковую деталь салона проще, чем, например, фару, которая при лобовом ударе бьется одной из первых.
Рынок близок к стабилизации
Как и в случае с маслами и шинами, наиболее сложная ситуация с автомобильными запчастями в России сложилась весной 2022 года. По данным дилерского центра «Автодом» на улице Зорге в Москве, которые есть в распоряжении Autonews.ru, в январе 2022 года на складах сервисного центра было 89,8% запчастей в наличии от всех, за которыми обращались клиенты. Остальные поставлялись на заказ.
В апреле этот показатель опустился до 67,8%, но уже к октябрю 2022 года вырос до 93,6%.
Это не привело к возвращению цен на уровень годовой давности, но основные проблемы с дефицитом оказались решены, говорит директор Ассоциации дистрибьюторов автомобильных комплектующих (АДАК) Алексей Певхенен. «После дефицита первой половины 2022 года, уже осенью рынок насытился. И если не случится каких-либо новых катастрофических изменений в мире, нынешняя ситуация сохранится на ближайшие месяцы», — говорит эксперт.
С этим согласен и член правления Союза Автосервисов России Илья Плисов. По его словам, типовой ремонт автомобиля в России более не представляет сложностей, которые существовали в первой половине 2022 года.
Что будет в 2023 году
В одном из дилерских центров Volkswagen, который несколько дней назад посетил корреспондент Autonews.ru под видом простого покупателя, заявили, что в Китае сейчас можно купить, и привезти оттуда в Россию любую автомобильную комплектующую марки, включая двигатель в сборе. Максимальные сроки доставки при этом составят в самом худшем случае полгода.
«Без двигателя, коробки передач и любого другого узла вы не останетесь. Там [в КНР], например, используются такие же моторы 1.4 TFSI, что ставились на популярные у нас Volkswagen Polo и Skoda Karoq», — заверил менеджер, согласившись, что несколько месяцев придется подождать.
По оценке Плисова, сейчас сроки ожидания самых редких запчастей не превышают четырех месяцев. «Чем более редкий автомобиль, тем сложнее достать для него запчасти, а точнее дольше их ждать, но это вопрос времени, а все остальное решается», — резюмировал эксперт.