С конца февраля 2022 года расходы российских автомобилистов увеличились на десятки процентов. Подорожали не только новые автомобили, но и запчасти, расходники, ремонт и страховка. Autonews.ru выяснил, как за год изменилась окружающая автомобилиста реальность.
Автомобили: плюс 20–40%
Официально, по данным Росстата, за 2022 год средняя стоимость новых автомобилей в России выросла на 24%, что вдвое выше инфляции. Если брать отдельно иномарки, то их ценники прибавили сразу на 40%. Агентство «Автостат» настаивает, что средневзвешенная цена новой машины увеличилась на 20%. Эта разница объясняется смещением спроса в сторону более дешевых моделей.
На деле реальные цены в салонах дилеров на остатки машин, ввезенных в Россию или выпущенных до весны 2022 года, от прошлогодних могут отличаться кратно. Так, в феврале 2022 года седан Kia Rio в базовой комплектации стоил от 957,9 тыс. руб. Сейчас рекомендованная розничная цена на него стартует от 1,435 млн руб., но дилеры предлагают оставшиеся машины еще дороже. Ценники в салонах только начинаются от 1,5 млн руб., а за богатые комплектации перешагивают отметку 2 млн руб.
Тем покупателям, чьи доходы не позволяют купить машину дороже 1 млн руб., вместо Kia Rio рынок новых машин теперь может предложить только Lada Granta, причем без автомата и в ограниченной цветовой гамме. Официально, рекомендованная АвтоВАЗом стоимость базовой версии стартует от 678,3 тыс. руб., но у большинства дилеров стоят машины с предустановленными опциями за 800 тыс. руб. и дороже.
Место моделей среднего ценового сегмента прочно заняли автомобили китайских брендов. Так, в феврале 2022 года можно было купить Hyundai Creta за 1,349 млн руб. Теперь в этом классе приходится выбирать между Chery Tiggo 4 за 1 999 900 руб. или «Москвич 3» за 1,970 млн руб. — последний хоть и продается под российским брендом, представляет из себя китайский JAC JS4.
От роста цен отчасти спасает параллельный импорт. Так, Volkswagen Tiguan, который в феврале 2022 года стоил 2,134 млн руб., сейчас можно найти у дилеров московского региона минимум за 3,35 млн. При этом некоторые салоны уже предлагают близкий по габаритам и технической части Volkswagen Tayron с китайского рынка, который в богатой комплектации стоит от 3,28 млн руб.
Сложнее всего ситуация с седанами бизнес-класса. В феврале 2022 года цены на Toyota Camry начинались от 2,058 млн руб. Сейчас в салонах можно встретить машины из остатков производства в Санкт-Петербурге с ценником 5,2 млн руб. — и это за версию с нетоповым мотором объемом 2,5 л.
Прямой замены для популярной у российских чиновников Camry на рынке сейчас нет. Точнее, есть автомобили, которые мелкими партиями поступают по параллельному импорту, но их участие в тендерах государственных организаций и госпредприятий пока невозможно. Правда, на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге, который перешел под контроль АвтоВАЗа, до конца года вместе с китайскими партнерами обещают наладить сборку седана под маркой Lada, который как минимум будет классом выше, чем отечественная Vesta.
Расходники: плюс 50%
Тех, кому повезло купить автомобиль до подорожания 2022 года, теперь вынуждены увеличивать бюджет на его обслуживание. Помимо собственно автомобилей, заметно подорожали запчасти и комплектующие, и в первую очередь расходные материалы, покупать которые необходимо даже очень аккуратным водителям, которые берегут свои машины и не попадают в аварии.
Для того чтобы провести стандартное техобслуживание, в автомобиле нужно как минимум поменять масло в двигателе. Автопроизводители рекомендуют делать это не реже одного раза в год либо на определенном интервале пробега — что наступит раньше. Так вот, средняя цена четырехлитровой канистры масла 5W 30 ACEA C3, которое подходит для двигателей современных иномарок, по данным B2X Consulting, с 18 февраля 2022 года по 3 февраля 2023 года выросла на 76%: с 2650 до 4655 руб.