По данным Росстандарта, в 2022 году у десяти автомобилей, ввезенных в Россию физическими лицами, были отозваны свидетельства о безопасности конструкции транспортных средств — СБКТС. Это автоматически привело к аннулированию электронных ПТС, то есть машины были юридически выведены из эксплуатации на территории России, а пользоваться ими стало невозможно. Autonews.ru выяснил, какие еще машины находятся под угрозой и что делать, если документы на ваш автомобиль оказались аннулированы.
Параллельный импорт пошел через физлиц
К лету 2022 года, в ответ на уход иностранных компаний из России, власти разрешили импортировать в страну продукцию без разрешения правообладателей, то есть параллельный импорт. Применительно к автомобилям это означает, что теперь дилеры в праве самостоятельно завозить и продавать машины без разрешения представительства бренда.
При этом никто не отменял требований к безопасности автомобилей для российского рынка. Ранее подтверждением безопасности служило Одобрение типа транспортного средства — ОТТС, оформлением которого для каждой модели занимались представительства брендов. Теперь дилерам предлагается оформлять Заключение об оценке единичных транспортных средств — ЗОЕТС.
На практике за весь 2022 год в России было выдано 10 795 ЗОЕТС, причем, как утверждает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, лишь несколько сотен из них пришлось на параллельный импорт, а абсолютное большинство на машины китайских марок, ввозимых официальным представительством, которые предпочли оформлять таким образом, а не через получение ОТТС.
Это означает, что почти все новые автомобили, которые сейчас можно найти в дилерских центрах и которые были ввезены в обход автопроизводителей, были оформлены через получение СБКТС на физических лиц, а дилер выступает лишь посредником по подобию комиссионного магазина. Юридически это не считается параллельным импортом, хотя конечный покупатель может и не заметить разницу.
«Оформление на прокси-физлицо для дилера обходится дешевле и проще. В России и странах Таможенного союза существует множество лабораторий, где можно сделать СБКТС, а ЗОЕТС выдает НАМИ и это занимает большое количество времени», — объясняет Шапарин.
По словам эксперта, это также можно рассматривать как схему ухода дилера от уплаты налогов, а кроме того попытку избежать гарантийных обязательств, так как формально сделка совершается между двумя физическими лицами и автосалон остается в стороне. Шапарин выразил надежду, что рано или поздно государство заставит участников рынка от подобной схемы отказаться.
Кому грозит отзыв СБКТС
В ответ на запрос Autonews.ru в Росстандарте подтвердили, что регулярно проводят проверки лабораторий, выдающих СБКТС и в случае обнаружения нарушений действительно готовы принимать меры вплоть до аннулирования свидетельств. Правда, последнее в ведомстве назвали крайней мерой.
В качестве причин для аннулирования СБКТС в ведомстве назвали отсутствие полной области аккредитации в соответствии с ГОСТом у испытательной лаборатории или выдачу документа без осмотра и проверки каждого из автомобилей, что требуется по закону.
Источник Autonews.ru, занимающийся поставками машин из Китая, подтверждает, что сейчас СБКТС зачастую выдаются просто по названию машины без ее физического предъявления. «Они просто смотрят в своих каталогах, что это за модель, какие у нее характеристики, потом переписывают эти данные в новое свидетельство и выдают его. Если нужно ввести очень редкую китайскую модель, которой нет в российских или хотя бы англоязычных каталогах, в лаборатории могут просто отказать, не зная, что с ней делать», — говорит источник.
Таким образом, под угрозой оказывается почти любой автомобиль, документы на который оформлены через СБКТС. Впрочем, источник настаивает, что случаи откровенного подлога при получении свидетельства редки, так как дилеры следят за тем, где они оформляют документы и стараются избежать ситуации, когда к ним разом обратятся сотни разгневанных клиентов.
Шапарин, однако, предупреждает, что ради выгоды дилеры готовы пойти и идут на откровенный подлог.
«В арабских странах можно купить автомобили, которые не соответствуют принятым в России экологическим нормам, но стоят на 5 тыс. долларов дешевле. СБКТС им делают в Казахстане, где внезапно им присваивается экологический класс Евро-5. И потом в России они продаются по рыночной цене, а 5 тыс. долларов становится дополнительным доходом дилера», — рассказывает эксперт.
Другим подлогом может быть занижение мощности двигателя. Это выгодно и при прохождении таможенного оформления, и при уплате транспортного налога. Данные о мощности изначально также указываются в СБКТС.
Что делать, если документы на автомобиль аннулированы
В случае аннулирования СБКТС, недействительным становится и паспорт транспортного средства, который выдается на основе вышеупомянутого свидетельства. Владелец может узнать об этом от остановившего его сотрудника ГИБДД, после чего машина может передвигаться только на эвакуаторе.
«Владельцы транспортных средств, СБКТС в отношении которых был отменен, должны обратиться в любую аккредитованную испытательную лабораторию для оформления нового СБКТС», — заявили по этому поводу в Росстандарте.
При этом юрист Анатолий Семенов отмечает, что в виду редкости подобных ситуаций в России не сложился отработанный порядок действий для добросовестных автовладельцев, столкнувшихся с подобной проблемой.
«Во-первых, вы в праве потребовать компенсации от лаборатории, выдавшей СБКТС, который был аннулирован. Во-вторых, есть смысл в судебном процессе против дилера, который продал машину. Даже если дилер настаивает, что он лишь посредник в сделке между двумя физлицами, Закон о защите прав потребителей в России написан в пользу клиентов, и есть большие шансы признать автосалон ответственным за сделку», — считает юрист.
При этом Семенов отмечает, что для получения нового СБКТС в автомобиле должны быть устранены недостатки, если из-за них было аннулировано предыдущее свидетельство. В случае с занижением мощности или незаконными изменениями в конструкции с этим не возникнет больших проблем. А вот изменить экологический класс с Евро 0 на Евро 5 законными методами невозможно, а значит машину придется в лучшем случае продавать на запчасти, утверждает Шапарин.
Собеседники Autonews.ru сходятся во мнении, что лучше избегать автомобилей, СБКТС для которых выданы не в России, а в странах Таможенного союза — так хотя бы можно будет предъявить претензии российской лаборатории. Кроме того, стоит самому сверить данные в российских документах и технические характеристики машины в той стране, для рынка которой она изначально предназначалась. В случае различий это повод лишний раз задуматься о покупке.