Будущее завода Volkswagen в России должно решиться в ближайшее время. В самом Volkswagen ранее не скрывали, что готовы продать предприятие, сохранив в нем свою долю. По данным источников Autonews.ru претендентов на завод более десяти, в том числе, предприятие из Казахстана Allur. При этом, по информации источников РБК, наиболее очевидным покупателем является дилерский холдинг «Авилон».
Расположенное в Калуге предприятие простаивает с весны 2022 года. При этом коллективный договор, который гарантирует персоналу выплаты заработной платы и различных бонусов, действует до сентября 2024 года. Как рассказали в профсоюзе, новый контракт будет обязателен к исполнению и после смены собственника. Более того, в профсоюзе планируют поднять вопрос и об индексации окладов, после того, как станет известно, кто же станет новым собственником предприятия. Autonews.ru разобрался, зачем дилеру нужен автомобильный завод, что он может так выпускать и сколько могут стоить новые российские машины.
Зачем автодилеру нужен завод
Интерес дилерской компании к приобретению завода автомобильный эксперт Олег Мосеев объяснил в том числе законами рынка, согласно которым, бизнес склонен к расширению.
«Согласно закону Макса Вебера, любая бюрократическая структура склонна придумывать себе новые задачи с целью увеличения нагрузки и сопутствующего роста финансирования, а также расширения штата сотрудников. Любой дилер — это бизнес. А любой бизнес склонен эволюционировать в сторону увеличения объемов и расширения сферы деятельности», — сказал Мосеев.
При этом другие источники Autonews.ru на рынке не исключают более простого объяснения: Volkswagen хорошо знаком с собственным дилером. В дальнейшем, если бренд решит вернуться в Россию и возобновить производство, выкупить свои мощности будет проще. Что касается дилера, то для компании это возможность приобрести мощности дешевле и продать дороже. Напомним, что, согласно российскому законодательству, скидка при продаже бизнеса уходящих из России компаний должна составлять не менее 50% от цены, указанной в последней финансовой отчетности компании.
Кейс с «Авилоном» не уникален. Так, завод Mercedes под подмосковным Солнечногорском будет продан дилерскому холдингу «Автодом». Эта сделка официально находится в стадии закрытия, а вот покупку завода Volkswagen в «Авилоне» предпочли не комментировать. В российском и головном офисах Volkswagen на запросы Autonews.ru не ответили. Ранее в российском представительстве лишь подтверждали, что вопрос о продаже предприятия российскому собственнику рассматривается и остается актуальным.
Почему именно «Авилон» претендует на VW
Объявление о сделке ожидалось еще 3 марта. Источник Autonews.ru в отрасли, не подтверждая сам факт совершения сделки, осторожно намекнул, что в ней «множество сторон», и на согласование текста публичного сообщения требуется «чуть больше времени».
В автомобильной среде группа компаний «Авилон» известна как автодилерский холдинг, однако бизнес холдинга торговлей автомобилями не ограничивается. У «Авилона» в собственности есть офисный центр в Москве, где компания выступает арендодателем, а также отдельное сельскохозяйственное направление — теплицы, где для рынка столицы выращивают свежие овощи и грибы.
По мнению Мосеева, «Авилон» в качестве покупателя может предпочитать сам Volkswagen.
«Это знакомая немецкому концерну компания, с которой потом будет проще договориться об обратом выкупе в случае, если Volkswagen сможет вернуться в Россию. При этом в «Авилоне» очевидно рассчитывают заработать не только на производстве и продаже машин калужской сборки, но и на продаже завода обратно автопроизводителю. Дилер вполне может рассчитывать, что сумма сделки по выкупу завода превысит цену его покупки», — считает Мосеев.
Эксперт также уверен, что в России как на заводе Volkswagen в Калуге, так и на других закрытых предприятиях по выпуску корейских и японских машин, найдется достаточно специалистов по производству, которых может нанять «Авилон».
«К тому же с запуску производства помогут китайские партнеры, так как будут производиться очевидно их машины. А с оптимизацией бизнес процессов «Авилон» отлично умеет справляться и сам», — заключает Мосеев.
Что могут выпускать на заводе Volkswagen в Калуге
Большинство источников и экспертов сходятся на том, что калужский завод может производить автомобили из китайских машинокомплектов, но близкие по конструкции к Volkswagen.
Сам «Авилон» в январе объявил, что стал дистрибьютором марки Jetta, под которой Volkswagen в Китае выпускает бюджетные модели на совместном предприятии с местным концерном FAW. Автомобилистам из России это название знакомо как имя одного из популярных седанов VW, тут важно не запутаться.
Эксклюзивные права на Jetta в России «Авилон» не получил, о чем свидетельствует тот факт, что Autonews.ru протестировал кроссовер VS5, взяв его в другом дилерском холдинге.