Подавляющее большинство автомобилей новых моделей приходят в Россию по параллельному импорту и список этот постоянно расширяется. Новинки приходят главным образом из Китая или Объединенных Арабских Эмиратов. Как признались продавцы, далеко не все машины адаптированы для российских условий. Чем они отличаются и о каких неожиданных рисках нужно знать их владельцам, разобрался Autonews.ru.
Доработки специально для России
В независимости от страны производства, автомобили почти всех марок получают адаптацию к тому рынку, для которого они предназначены. Так было и в России: представляя новинки производители регулярно подчеркивали важность таких доработок именно с учетом особенностей местного рынка. Стандартный набор изменений включал некоторое увеличение дорожного просвета у легковых автомобилей, появление брызговиков, а также зимних опций: подогревов руля, сидений, лобового стекла и форсунок омывателей. Иногда производители ставили аккумуляторы увеличенной емкости. Также для России порой дефорсировали двигатели, чтобы их владельцы могли сэкономить на транспортном налоге: его сумма для машин мощностью 251 л.с. вдвое выше, чем если мощность равна 249 л.с.
Кроме того, российские представительства иностранных автоконцернов формировали список опций, которые наиболее востребованы на российском рынке. То же делают и их коллеги в других странах.
При этом иногда автопроизводители даже после адаптации машин к российским условиям сталкивались с неожиданными проблемами, оказавшись неготовы к резким перепадам температур. К примеру, в 2020 году компании Geely пришлось объявить отзыв моделей Atlas. Так, при температуре воздуха минус 40 градусов по Цельсию и ниже возникала возможность повреждения топливных трубок — от топливного модуля к топливному фильтру — из-за воздействия статического электричества, что могло приводить к возгоранию.
Во время сильных холодов в конце 2020 года с опасностью возгорания столкнулся и еще один китайский автопроизводитель — Haval. Автомобили, по словам собственников, загорались во время дистанционного прогрева двигателя, но были и случаи, когда Haval воспламенялись прямо на ходу Однако, как оценили опрошенные Autonews.ru эксперты, такие проблемы пока можно считать уникальными кейсами.
Жаркие печки, холодные сиденья
Сейчас в российских автосалонах можно встретить автомобили Volkswagen и Toyota с китайского рынка. В отличие от машин китайских брендов, которые изначально собирают для России и оснащают всем необходимым, эти автомобили адаптированы именно под вкусы китайцев.
Как признают в дилерском холдинге Major Auto, у машин для Китая зачастую нет подогрева сидений и руля, зато почти обязательно есть панорамные крыши с люком. Отсутствие подогрева для китайцев компенсируется большим диапазоном климат-контроля. Можно выставить хоть +32 градуса по Цельсию, отмечает дилер.
Директор по продажам Volkswagen в дилерском холдинге «Авилон» Максим Васильев также указал на своеобразие модельного ряда автопроизводителей для Китая. По его словам, в КНР больше доля кроссоверов, а также продаются седаны с удлиненными кузовами. Кроме того, там популярны купеобразные кроссоверы, и Volkswagen делает их на базе моделей Tiguan и Terramont — в других странах такие машины просто не продаются.
По желанию клиентов российские дилеры готовы оснастить машины подогревом сидений и руля, однако, по словам Васильева, далеко не всем покупателям это требуется. Что касается более серьезных изменений в конструкцию, например перепрошивки двигателей для лучшего пуска в холодную погоду, то ни в «Авилоне», ни в Major Auto не видят в этом необходимости.
Опрошенные эксперты также не видят больших проблем с машинами европейских или японских брендов, изначально созданными для китайского рынка. Кроме, возможно, одной: дефицита запчастей. О такой опасности предупреждает член правления Союза автосервисов Илья Плисов.
«Часто VIN-номер автомобиля из другого региона может не пробиваться в программах подбора запчастей или в справочниках по нормам обслуживания. Ну, а сами запчасти автопроизводитель завозит на склады соответствующих регионов. В результате может оказаться, что самая элементарная запчасть возможна к доставке только с физической родины машины. Как в шутке про банковскую карточку: вот где вы автомобиль покупали, там и чините», — говорит эксперт.
В дилерских центрах на это отвечают, что сейчас запчасти и так приходится ввозить по параллельному импорту, из тех же стран, откуда приходят и машины.