Volkswagen Group готовится к уходу из России. О возврате к производству и продаже автомобилей речи уже нет. Несколько новых заявлений по этому поводу сделали топ-менеджеры концерна: сначала такие планы немецким СМИ подтвердил гендиректор Volkswagen Group Оливер Блюме, затем вышел ежегодный финансовый отчет VW Group, а дополнительные детали раскрыл председатель правления компании Skoda Клаус Зеллмер на ежегодной пресс-конференции марки. Разбираемся, что известно о сделке и кто может получить мощности Volkswagen Group в России.
Конфликт на Украине оказал решающие воздействие на показатели
Авторы отчета VW Group указали, что 2022 год снова принес множество сложностей, при этом особенно драматичными стали последствия от российско-украинского конфликта. Там отметили, что в 2022 финансовом году объем мирового рынка легковых автомобилей остался на уровне предыдущего года. Так, всего было продано 69,6 млн автомобилей. Показатели, связанные с прибылями и убытками, на мировых рынках были распределены неравномерно: причиной стали нарушение глобальных цепочек поставок, последствия российско-украинского конфликта.
Также по итогам 2022 года автомобильная отрасль не смогла полностью оправиться от эффекта, который оказала пандемия Covid-19, которая привела к дефициту полупроводников — он наблюдается до сих пор. Небольшой рост был зафиксирован на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока. Показатели в Южной Америке и Африке остались на уровне 2021 года. Объем рынка немного снизился в Западной Европе и более заметно — в Северной Америке. При этом в Центральной и Восточной Европе зафиксирован наиболее заметный спад продаж.
В России количество проданных автомобилей в отчетном периоде упало на 45,2% по сравнению с предыдущим годом. При этом, согласно статистике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в России в 2022 году было продано 687 370 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 58,8% меньше показателей 2021 года, когда на нашем рынке было реализовано 1 666 780 машин. Однако эти данные не включают статистику продаж ряда компаний, которые предпочитают выпускать данные отдельно. Для сравнения, в 2022 финансовом году в Германии было зарегистрировано 2,7 миллиона новых легковых автомобилей, эти цифры на 1,1% превышают показатель прошлого года. В Западной Европе количество регистраций новых легковых автомобилей в отчетном периоде было незначительно ниже слабого уровня прошлого года, снизившись на 4,3% до 10,2 млн автомобилей.
Всего в 2022 года Volkswagen Group продал 8 481 000 автомобилей против 8 576 000 машин в 2021 году. В Россию за 2022 год компания успела поставить 41 864 автомобиля, что в 1,7 раза меньше, чем в 2021 году. Операционная прибыль составила €22,124 млрд против €19,275 млрд в 2021 году. При этом чистая прибыль Volkswagen в 2022 году выросла в три раза: до €12,5 млрд. Эти данные на включают показатели в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В связи реструктуризацией внутри группы ответственность за ведение бизнеса в России перешла от Volkswagen Passenger Cars к бренду Skoda.
В 2023 году Volkswagen Group планирует избавиться от активов в России
Согласно финансовому отчету концерна, VW Group планирует продать несколько своих компаний, зарегистрированных в России. Сделать это топ-менеджеры надеются до конца первого полугодия 2023 года. Речь идет о трех структурах: ООО «Фольксваген банк Рус», ООО «Фольксваген Групп Финанс» и ООО «Фольксваген Файненшл Сервиcес Рус». Они занимались предоставлением финансовых услуг как покупателям автомобилей Volkswagen в России, так и дилерам марки.
Сделка предполагает и продажу завода в Калуге. Там на мощностях Volkswagen Group производили Volkswagen Tiguan, Volkswagen Polo и Skoda Rapid, его максимальная производственная мощность составляет 225 тыс. автомобилей в год. По данным источников Autonews.ru претендентов на завод более десяти, в том числе, предприятие из Казахстана Allur. При этом, наиболее очевидным покупателем является дилерский холдинг «Авилон».
По мнению ряда источников, Volkswagen хорошо знаком с собственным дилером. В дальнейшем, если бренд решит вернуться в Россию и возобновить производство, выкупить свои мощности будет проще. Что касается дилера, то для компании это возможность приобрести мощности дешевле и продать дороже. Напомним, что, согласно российскому законодательству, скидка при продаже бизнеса уходящих из России компаний должна составлять не менее 50% от цены, указанной в последней финансовой отчетности компании.
Объявление о сделке ожидалось еще 3 марта. Источник Autonews.ru в отрасли, не подтверждая сам факт совершения сделки, осторожно намекнул, что в ней «множество сторон», и на согласование текста публичного сообщения требуется «чуть больше времени». Включает ли сделка производственные мощности по выпуску двигателей Volkswagen пока не известно.
При этом источник Autonews.ru на заводе указал на сложности, с которыми придется столкнуться будущему покупателю. Так, по словам источника, за время практически годового простоя Volkswagen накопил значительные долги перед поставщиками. Кроме того, новый инвестор должен будет взять ответственность и выплаты трудовому коллективу.
Напомним, что завод в Калуге был открыт в 2007 году. Объем инвестиций в строительство составил 570 млн евро. В 2018 году концерн говорил о намерении вложить 40 млрд руб. в развитие своей работы в России. Об этом корреспонденту Autonews.ru рассказывал Маркус Озегович, занимавший на тот момент пост главы Volkswagen Group Rus. Эту сумму компания хотела потратить на обновление модельного ряда, а также на развитие мощностей завода по производству двигателей Volkswagen в Калуге. VW хотел увеличить объемы производства моторов 1,6, чтобы экспортировать двигатели из России по всему миру, а также добавить производство моторов 1,4 TSI.
Skoda потеряла 700 млн евро и тоже уходит
О том, что VW Group Russia приостановили свою работу в России в феврале 2022 года напомнил во время ежегодной пресс-конференции по итогам деятельности Skoda председатель правления компании Клаус Зеллмер. Он также отметил, что с тех пор все сотрудники продолжают получать заработную плату.
«Концерн Volkswagen проанализировал различные сценарии для нашего бизнеса и возможностей в России. Самым предпочтительным вариантом является продажа всех активов Volkswagen Group в России. И, следовательно, и завода в Калуге, третьей стороне. Мы находимся на финальной стадии подписания сделки. И мы ожидаем, что закроем сделку очень скоро. Там не менее, мы не можем рассказать детали, поскольку в сделке много сторон», — сказал Зеллмер.
Он заявил, что нет никаких шансов на то, что Skoda в ближайшее время возобновит производство и продажу автомобилей в России. Для Skoda это означает полную потерю рынка в России, из-за чего компания уже лишилась €700 млн.
«В 2022 году компания поставила 731 300 автомобилей. Из-за остановки производства в России и дефицита комплектующих, поставки снизились на 16,7% относительно 2021 года», — сообщил Зеллмер.