Что влияет на расход топлива
Расход топлива, бензина и дизельного, измеряется в литрах на 100 км пути (л/100 км). Дизельные ДВС при прочих равных менее прожорливы. Производители обычно указывают три варианта расхода топлива: в городе, на трассе (при установившейся скорости порядка 90 км/ч, является наименьшим) и средний. Вот только лабораторные и реальные данные нередко расходятся, да и бортовому компьютеру не всегда можно доверять. Расход топлива имеет свойство меняться в довольно широких пределах в зависимости:
- от качества топлива;
- состояния ДВС. Плохо отрегулированный, изношенный двигатель точно не порадует низким расходом топлива;
- температуры окружающего воздуха. Долго остающийся не прогретым до оптимальной температуры ДВС потребляет больше горючего;
- загрузки автомобиля. Чем тяжелее груз, тем выше и расход топлива;
- давления воздуха в шинах. Даже слегка недокачанные покрышки создают повышенное сопротивление качению с понятными последствиями;
- трафика. «Пробочный» режим с частым использованием низших передач в трансмиссии провоцирует повышенный расход горючего;
- характера покрытия. Рыхлый грунт, снег, песок, вызывающий пробуксовку лед — все это факторы, которые негативно сказываются на экономичности;
- рельефа местности. Для преодоления крутых подъемов приходится увеличивать нагрузку на двигатель, а следовательно, и расход топлива;
- аэродинамики. Так, установка на крышу багажника существенно увеличивает сопротивление воздуха, которое автомобилю приходится преодолевать, что не может не отразиться в худшую сторону на экономичности;
- манеры вождения. Стиль «газ-тормоз» или «газ в пол» при любой возможности» — верный способ быстро опустошить топливный бак.
В результате реальный расход топлива может отличаться от заявленного на 30–40% и даже существенно больше на тяжелом бездорожье или при длительном движении со скоростью, близкой к максимальной для данной модели. В штатных режимах такие показатели — явный признак неисправности автомобиля.
Как законодательство регулирует расход топлива
Государство регламентирует расход топлива только автомобилей юридических лиц, однако нормы, содержащиеся в приложении к распоряжению Минтранса РФ № АМ-23-р от 14.03.2008, могут служить определенным ориентиром и для владельцев личного транспорта. Методика расчетов экономичности легковушек приведена в пункте 7 главы 2 приложения:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),
где Qн — нормативный расход топлив, л;
Hs — базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км;
S — пробег автомобиля, км;
D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %. Поправочный коэффициент учитывает климатические условия региона, высоту местности над уровнем моря, количество крутых поворотов на 1 км трассы, численность населения (производной от нее является плотность трафика) в городах, где эксплуатируется автомобиль. Надбавка к базовой норме с учетом того или иного поправочного коэффициента составляет от 5 до 30%.
Подробно с документом можно ознакомиться по ссылке.
Простейший способ подсчета расхода топлива
Все же использование вышеприведенной методики — удел специалистов. Обычный автомобилист при расчете расхода топлива пойдет более простым, опытным путем:
- Залить полный бак топлива.
- Обнулить одометр.
- Израсходовать залитое топливо до момента включения индикатора его низкого уровня.
- Записать пройденный километраж.
- Снова заправить полный бак и записать, сколько топлива в него вошло.
- Взять калькулятор и посчитать расход топлива по формуле: (объем заправки № 2 / километраж, пройденный на заправке № 1) × 100 = расход (л/100 км)
Пример: автомобиль после первой заправки прошел 720 км, а затем в бак вошло 50 л топлива. Тогда расход составит (50 / 720) × 100 = 6,94 л/100 км.
Для большей точности лучше заливать топливо с помощью мерной емкости или провести несколько замеров, а затем посчитать среднее арифметическое. Этим же способом можно вычислить отдельно расход топлива в городском режиме и на трассе, а затем определить экономичность в смешанном цикле по формуле:
(расход на трассе × километраж по трассе + расход в городе × километраж по городу) / общий километраж = расход в смешанном цикле.
Пример: По трассе до города 37 км, и расход топлива при этом 6,2 л/100 км. Длина маршрута в городе 18 км, а расход 8,3 л/100 км. Тогда в смешанном цикле потребление горючего составит (6,2 × 37 + 8,3 × 18) / 55 = 6,89 л/100 км
Как снизить расход топлива
Никаких шаманских заклинаний. Рекомендации самые простые:
- Проводить техобслуживание согласно регламенту у хороших мастеров.
- Заправляться на проверенных АЗС.
- Регулярно контролировать давление в шинах и обязательно выполнять эту процедуру при значительных перепадах температуры.
- Избегать резких ускорений и по возможности использовать более высокие передачи в трансмиссии.
- В морозы утеплять двигатель, чтобы при коротких остановках он медленнее остывал.
- Демонтировать установленный на крышу багажник, если он не используется.