Проверка документов инспекторами ГИБДД на дороге — привычное дело. Передвижные посты можно регулярно встретить на выездах и въездах в крупные города и на магистралях, а на небольших улицах часто проходят различные мероприятия от «Тотального контроля» до проверки на трезвость. Опытные сотрудники ГИБДД признаются: чтобы понять, насколько адекватен водитель, им нужно всего несколько секунд. Но иногда возникают сомнения и водителей просят выйти из машины. Зачем это нужно инспекторам, когда у них есть на это право и как себя вести, объяснили юристы и сами полицейские.
Когда инспектор ГИБДД может предложить водителю выйти из машины
Все действия инспекторов ГИБДД прописаны в регламенте МВД и придумать собственных поводов для того, чтобы попросить автомобилиста выйти из машины, инспектор ГИБДД не может. На это указал ведущий юрист Европейской юридической службы Дмитрий Безделин.
Так, в перечень оснований у сотрудника ГИБДД, чтобы предложить водителю выйти из автомобиля входят следующие ситуации:
- наличие у водителя признаков опьянения или болезненного состояния;
- необходимость проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
- необходимость сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства в присутствии водителя;
- ситуации, когда водителю придется принять участие в проходящих процессуальных действиях (например, прохождение медосмотра), или же для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
- необходимость устранения технической неисправности;
- ситуации, когда поведение водителя создает угрозу личной безопасности инспектора ГИБДД.
Кроме того, согласно этому же регламенту, инспектор ГИБДД может пригласить водителя сесть в патрульный автомобиль или пройти в стационарный пост для оформления административных документов. К примеру, иногда инспекторы пишут протоколы в присутствии автомобилистов.
«Конечно, инспекторы ГИБДД должны объяснить водителю, с какой целью его просят покинуть автомобиль, — уточнил юрист. — Если сразу пояснений не последовало, автомобилист имеет полное право спросить об этом у инспектора. Но нельзя доводить ситуацию до конфликта, так как водителя могут привлечь по ст. 19. 1 КоАП по факту неповиновения законному распоряжению сотрудника полиции».
В случае некорректного общения или иных нарушений административного регламента со стороны инспектора юрист посоветовал фиксировать происходящее: записывать аудио- или видеоматериалы с места событий.
«При этом нельзя мешать сотруднику проводить административные процедуры. И уже потом можно подать жалобу в прокуратуру на действия сотрудника ГИБДД, если вы с ними не согласны», — сказал Безделин.
Как, в свою очередь, отметил адвокат Виктор Камалдинов, инспектор ГИБДД на законных основаниях может попросить водителя выйти из машины, чтобы составить протокол досмотра автомобиля — водитель должен будет показывать содержимое багажника, открывать двери и так далее. Кроме того, придется покинуть автомобиль, если инспектор придет к выводу, что водителя или автомобиль необходимо задержать. Если при проверке документов окажется, что водитель лишен права управления, то машину также придется покинуть.
Отказать сотруднику ГИБДД и не выходить из машины можно, уточнил адвокат. Но только если требование незаконное. А за неисполнение обоснованного требования сотрудника ДПС может последовать именно административный арест до 15 суток.
«Стоит понимать, что своим категоричным отказом покинуть транспортное средство вы можете вызвать раздражение у сотрудника ГИБДД, а такой сотрудник непременно найдет тот или иной способ оштрафовать вас. Поэтому лучше постараться решить данный вопрос мирным путем», — отметил эксперт.
На улице к водителю инспекторы могут принюхаться
Один из инспекторов ГИБДД анонимно объяснил корреспонденту Autonews.ru, что иногда сотрудники просят водителей выйти из машины и немного пройтись, чтобы понять, трезв ли он и насколько он адекватен. Кроме того, если в салоне едет несколько человек, и сотрудник чувствует запах алкоголя, полицейский также может попросить водителя выйти на свежий воздух. Слова действующих инспекторов подтвердил снователь общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов, который специализируется на юридической поддержке инспекторов ГИБДД.
«Бывает, что проходят мероприятия по проверке нетрезвых водителей. И вот автомобилист открывает окно, передает документы, а сотрудник чувствует, что пахнет алкоголем. При этом в салоне есть пассажиры. Тогда водителя надо вывести на свежий воздух и понять, от кого именно пахнет. И бывает так, что водитель говорит, мол, это друзья пили, от них и запах. А выведешь его на улицу и там такой перегар можно заметить. Так в моей практике было не раз», — рассказал Ильинов.
Эксперт привел еще один распространенный пример — с омывайкой для очистки стекол, которая также пахнет спиртом и сбивает с толку.
«Бывает, что пахнет омывашка. Но инспекторам сразу непонятно, это от нее спиртом пахнет или от водителя. А бывают ведь такие умельцы, которые средство для мытья посуды с этиловым спиртом разводят и заливают в бачок. И такого водителя конечно надо вывести из машины, чтобы понюхать. И так можно понять, надо ли дальше проводить проверку более серьезную, ехать на медосвидетельствование, или его отпускать», — отметил Ильинов.
Эксперт признал, что иногда водители могут отказываться и возмущаться.
«В таких случаях, конечно, можно сразу поехать в медучреждение. Но зачем тратить свое время и время инспектора, если можно сразу на месте развеять сомнения», — объяснил бывший инспектор ГИБДД.
По его словам, иногда инспекторы приглашают пересесть в свою машину для составления протокола. «Некоторые сотрудники наоборот не любят, когда водитель сидит с ним в салоне, еще начинают жаловаться. От этого многие отвыкли еще во время ограничений в ковид», — уточнил он.
При этом прямой обязанности у автомобилиста перейти в патрульную машину нет — это можно решить по договоренности.