Этого текста могло и не быть — на АЗС в Тоготе меня едва не задавил местный на «Буханке». Подъезжал он к заправке на полном газу едва и не в скольжении. Покинув Байкальский лед, местные продолжают ездить так же лихо и посуху. А на замерзшем озере скользит все и вся. И «Буханки» и «Хиусы», суда на воздушной подушке, и пересекающие Байкал на коньках путешественники.
На то и лед, чтобы скользить
Как и едва не лишившая вас этого текста «Буханка», фестиваль «Дни скорости на льду Байкала» тоже «раздает» боком. Он всегда в основном собирал мощные и быстрые автомобили, первым электрокаром, выехавшим на лед, стал в 2019-м году Jaguar I-Pace. В этот раз электромобили были в большинстве, из Белоруссии приехала даже сверхмощная Tesla Model S Plaid. «Тесла» — она и на льду Байкала «Тесла», куда интереснее, как поведут себя электромобили и гибриды китайской премиум-марки Voyah.
В этот раз пилот RDS GP Сергей Кабаргин решил установить национальный рекорд по дрифту на гиперкаре Flanker F собственной разработки и постройки. Через несколько дней ему удалось развить в вираже более 262 км/ч в новой для фестиваля дисциплине. Крутится волчком крохотная «Сарма» — электроболид, специально построенный для рекордных заездов. Гонщик Виталий Ларионов, приглашенный для установления рекордов утомившись от прямолинейных заездов, качает кроссовер Voyah Free из стороны в сторону. Хвалит настройки шасси и жалеет, что ESP снова включается после 80 км/ч.
Среди этого праздника непослушания осторожничают только ледовые капитаны. Они точно знают, где лед Малого моря крепкий, а где можно провалиться и ведут колонну машин сложносочиненным маршрутом от берега до рекордной трассы. В Малом море каждый год тонет больше всего автомобилей. В подводной байкальской коллекции есть даже самолет и вертолет, но пока еще нет ни одного электрокара.
«Электричкой» на Байкал
В теории доехать до Ольхона на электричке нет проблем, в прошлом году по пути из Иркутска было открыто несколько современных быстрых зарядных станций En+. Местные жители потихоньку осваивают экзотический транспорт — электроэнергия в регионе дешевая. На дорогах встречаются «Теслы», а «Лифы» даже работают в такси.
Бренд Voyah — новичок на российском рынке: продажи начались в декабре прошлого года. Его дистрибьютором стала компания «Моторинвест», — та, что выпускает в Липецке электромобили под собственной маркой Evolute из китайских машинокомплектов. Хотя марке не исполнилось и трех лет, это лучшее, что есть у концерна DongFeng. Дизайн машин заказали ателье ItalDesign, а под производство выделили завод в печально известном Ухане. Изначально он строился в рамках СП DongFeng и Renault, но затем французы, как и в случае с АвтоВАЗом, покинули альянс.
Одинаковые, но разные
Первая серийная модель — кроссовер Free («Свобода») выглядит очень по-европейски, с итальянской утонченностью и не выглядит электромобилем — силуэт вполне классический, под длинным капотом ожидаешь обнаружить многоцилиндровый двигатель внутреннего сгорания, а не загадочные коробки и провода под пластиковой крышкой. ДВС у кроссовера Free все-таки есть — в версии EVR полуторалитровый бензиновый агрегат мощностью 108 л.с. заряжает батарею. С таким «удлинителем хода» дальность вырастает до 674 км.
ДВС выступает в роли генератора и с колесами не связан, за динамику отвечают два электромотора суммарной отдачей 693 л.с. и 1040 Нм. Для сравнения, у чисто электрического — «всего» 488 л.с. и 750 Нм. При этом динамика машин очень близкая: более легкий и тяговооруженный гибрид разгоняется до 100 км/ч за 4,5 с, «электричка» — за 4,7 с.
Заявленная максимальная скорость машин — одинаковая, 200 км/ч. А вот запас хода на электротяге несопоставим: если EVR заряда батареи должно хватить на 110 км, то электроверсия кроссовера за счет куда более емкого аккумулятора должна проезжать 500 км.
Причем, чтобы заполнить батарею с 20 до 80% у быстрой зарядной станции обеим машинами потребуется по полчаса за счет того, что они рассчитаны на разную мощность зарядки постоянным током. Да, гибрид тоже время от времени должен вставать к розетке, чтобы полностью зарядить батарею. Бензогенератору это не под силу. Он, по сути, не допускает разряда аккумуляторов ниже заявленного значения: по умолчанию это — 20%.