Автомобили Mercedes, BMW и Audi официально более не поставляются в Россию. Jaguar Land Rover официально прекратили даже сервисную поддержку. Правительство Японии запретило поставки Lexus как предметы роскоши и даже корейские автомобили Genesis официально в Россию больше не везут. Российским бизнесменам и высшим чиновникам остается ждать китайского премиума. И такие машины в КНР есть — рекламу марке Hongqi на прошлой неделе во время визита в Москву сделал председатель Си Цзиньпин. Вот, что представляют из себя эти автомобили.
Aurus на всех не хватит
В настоящий момент В России почти не осталось официально продаваемых седанов и больших премиальных кроссоверов. Желающим ездить с персональном водителем остается либо ждать выхода на рынок Chery Arizzo 8, либо надеяться на параллельный импорт. Однако ни то, ни другое не способно насытить рынок, считает руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев.
«Arizzo в лучшем случае станет заменой Toyota Camry, но что делать тем, кто привык к Mercedes, BMW и Audi? Со старыми машинами возникает все больше проблем с обслуживанием и ремонтом, и ввозимых по параллельному импорту автомобилей эти сложности касаются тоже», — сказал Autonews.ru эксперт.
Фактически, единственной премиальной маркой, которая официально присутствует в России сейчас является китайская Voyah, но она предлагает специфические машины с полностью электрическим или гибридным приводом. В России, с учетом расстояний между городами, привязанные кабелем к зарядным станциям электромобили полностью заменить бензиновые машины пока не могут.
Не смогут удовлетворить спрос и автомобили российской марки Aurus. При всех достоинствах они относятся не к премиальному, а к люкс-сегменту, то есть сравнимы не с Mercedes, а с более дорогими Rolls-Royce. Помимо высокой цены, популярности машин такого класса во всем мире препятствуют ограниченные объемы выпуска. Так, с начала 2023 года в России было реализовано всего пять седанов Aurus Senat. Остальные произведенные автомобили, точное количество которых узнать не получится, «поступило» на госслужбу.
На этом фоне еще летом появилась информация, что китайский государственный автогигант FAW планирует начать поставки на российский рынок автомобилей своего премиального бренда Hongqi. В последние месяцы на рынке появились разговоры, что Hongqi стал бы хорошим партнером для компании «Автодом», которая сейчас проводит сделку по покупке подмосковного завода Mercedes — именно там было бы логично организовать выпуск китайского премиума.
В «Автодоме» на запрос Autonews.ru в очередной раз отказались комментировать информацию о Hongqi, но подтвердили, что приобретение ими завода Mercedes находится в финальной стадии согласования. В Минпромторге при этом не исключили присутствия китайского партнера на этом заводе.
Наконец, в начале марта президент Белоруссии Александр Лукашенко посетил с визитом Китай и остался под впечатлением от машин Hongqi, на которых передвигалась делегация. По возвращению, вице-премьер Белоруссии Николай Снапков фактически пообещал наладить в стране выпуск китайских машин «высшего класса». Марку он не назвал, но отметил, что «вся делегация ездила именно на этих автомобилях».
Напомним, что Россия находится с Белоруссией в Таможенном союзе, так что в случае организации сборки Hongqi в соседней стране, поставки этих машин на российский рынок не будут облагаться таможенными пошлинами.
Что такое Hongqi
История китайской марки началась в 1959 году и долгое время ее путь напоминал судьбу советских легковых ЗИЛов: Hongqi делала мелкосерийные представительские лимузины по образцу американских машин для высшего руководства Китая.
Правильная транскрипция Hongqi на русский — «Хунцы». В переводе это название звучит заметно торжественнее — «Красное знамя». Собственно, коммунистический флаг КНР традиционно и отображается на логотипе Hongqi.
До 1991 года Hongqi делала исключительно лимузины для высших членов компартии Китая. Затем начались попытки создания более демократичных моделей на основе иностранных образцов. Так, в 2006 году FAW даже привозил на Московский автосалон представительский седан Hongqi HQ3, бывший копией японской Toyota Crawn Majesta.
Однако до 2015 года Hongqi оставалась нишевой маркой, выпускающей несколько тысяч машин в год. Именно тогда было принято решение о выходе на рынок массового премиума и разработку новых моделей, ориентированных на частных клиентов.
С 2017 по 2021 год продажи Hongqi увеличились в 63 раза, с 4,7 тыс. до 300 тыс. машин в год. Это больше, чем во всем мире продают такие бренды как Jaguar, Maserati и Lincoln вместе взятые и сравнимо с показателями Cadillac.
Какие автомобили Hongqi нужны в России
Флагманом модельного ряда Hongqi является лимузин L5, однако именно он в России вряд ли появится, так как является аналогом отечественного Auris Senat. А вот более простые и доступные автомобили премиум-класса могут найти своих клиентов.