В 2022 году ряд известных мировых брендов объявили об уходе с российского рынка. В страну «хлынули» малоизвестные производители из дружественных стран, существенно нарастили свою долю российские компании и, конечно, производители контрафакта. Разбираемся, смогут ли отечественные продукты в период многочисленных заградительных барьеров на официальный импорт «синтетики» стать достойной заменой ушедшим из России зарубежным моторным маслам.
По данным B2X Consulting, цены на востребованные автомобильные масла в России с февраля 2022 года выросли на 72%, а на топовые смазочные материалы — на 82%. Если в начале 2022 года четырехлитровая канистра масла 5W-40 класса SN по API стоила 2456 руб., то 2023 году за нее просили в среднем 4230 руб. А масло 5W-30 категории C3 по ACEA, предназначенное для высокофорсированных бензиновых и современных легковых дизельных двигателей, подорожало с 2560 руб. до 4816 руб.
Кроме того, появилась новая проблема: на фоне нехватки импортных масел участились случаи поставки контрафактной продукции под видом всем известных Shell, Mobil, Castrol и др. или жидкостей от никому неизвестных производителей (в основном их привозят из Азии).
Однако у мастеров, занимающихся обслуживанием двигателей, к таким смазкам зачастую есть множество вопросов. Соответствуют ли они заявленным характеристикам? Способно ли такое масло эффективно защитить двигатель во время всего межсервисного интервала или его надо менять каждые 5000 км, вместо, скажем, 10 000 км или 15 000 км пробега?
Безусловно, сегодня российский бизнес ощущает серьёзные изменения привычных условий эксплуатации подвижной техники и промышленного оборудования, в этом уверен Александр Антонов, технический директор Международного испытательного центра по горюче-смазочным материалам «МИЦ ГСМ». За последний год у компании существенно прибавилось работы. Во-первых, с розничного и оптового рынка РФ ушли крупнейшие зарубежные производители присадок и смазочных материалов. Эти компании также перестали поддерживать сервисы подтверждения подлинности своей продукции для клиентов из России. На рынке появилось большое количество неизвестных брендов.
В связи с этим вероятность приобретения подделки вместо оригинальной продукции ушедших из России компаний остается на высоком уровне. Поэтому, как отмечает эксперт, все это вынуждает потребителей проводить проверку подлинности и качества предлагаемой продукции, прежде чем залить ее в двигатели и системы автомобиля, всеми доступными сегодня способами.
Способы защиты клиентов
Особенно остро проблема регулярных и, главное, стабильных, поставок масла встала перед крупными автомобильными дилерами, которые несут перед своими клиентами не только моральную и юридическую, но и финансовую ответственность.
Для того, чтобы защитить своих клиентов, Автомобильная Группа АВИЛОН заключила партнерское соглашение с компанией SINTEC Group. Теперь в автомобили клиентов (в портфеле группы более 40 брендов) будут заливать линейку масел SINTEC Professional — специальную серию продуктов с улучшенными эксплуатационными характеристиками.
«Сейчас на рынок через параллельный импорт начал активно поступать контрафакт откровенно низкого качества, что может нанести автовладельцам серьезный ущерб. Мы первыми из автодилеров начинаем предлагать нашим клиентам российские масла наивысшего качества. АВИЛОН на данный момент — единственный партнер в отрасли, который получил поставки высокотехнологичной линейки новых продуктов SINTEС Professional, но в скором времени эти масла можно будет приобрести и в розничной сети», — рассказал директор по сервису и запчастям АГ АВИЛОН Алексей Шпикалов.
К слову, надёжность и качество продукции сначала были подтверждены целым комплексом экспертиз и тестов, в ходе которых линейка моторных масел показала полное соответствие всем общепринятым отраслевым стандартам (API, ACEA и др.) и требованиям автопроизводителей. По словам Алексея Шпикалова, это стало ключевым фактором выбора в пользу масел Sintec, способных обеспечить и гарантировать надежную работу двигателей всех представленных в АГ брендов автомобилей.
Можно ли заливать отечественное масло в импортные двигатели
Главной тенденцией развития экономики в последние десятилетия является интернационализация производства: благодаря современным технологиям уже не имеет значение место выпуска товара. На первое место выходит соблюдение технологий и использование качественных компонентов и материалов. В полной мере это относится и к производству различных масел для автомобилей.
При этом в России уже давно выпускают качественные «базовые» масла, которые до сих пор закупают ведущие зарубежные компании. Последние лишь добавляют в них свой пакет присадок, который и отвечает за соответствие требованиям того или иного автопроизводителя.
При этом если с поставками готового импортного масла в Россию возникают большие проблемы и под видом оригинальной продукции в страну проникает контрафакт, то с ввозом пакетов присадок все гораздо лучше: несмотря на санкции, у некоторых крупных производителей присадки по-прежнему есть, изменилась лишь их логистика на производственные предприятия, которая стала гораздо сложнее и изощреннее, нежели раньше.
Таким образом, в России по-прежнему выпускают широчайшую линейку моторных и трансмиссионных масел, которые полностью отвечают требованиям ведущих мировых автопроизводителей. Например, моторные масла SINTEC все так же имеют соответствия BMW Longlife-01, MB 229.5, Porsche A40, Renault RN 0700/0710, VW 502.00/505.00. А это говорит о том, что такое масло можно (и нужно!) заливать в самые современные двигатели с высокой степенью форсировки и турбонаддувом.
Как подобрать масло на замену импортному аналогу
Чтобы понять, какое масло жизненно необходимо вашему автомобилю, стоит изучить рекомендации производителя в инструкции по эксплуатации. Пристальное внимание стоит обращать не только на степень вязкости (0W-20, 5W-30, 5W-40 и т.д.) и уровень эксплуатационных свойств (API SN, ILSAC GF-5, ACEA A3/B4), но и на допуски производителей: например, VW 502.00/505.00, BMW Longlife-01 и т.п.
Кроме того, можно воспользоваться онлайн-сервисами по подбору масел и антифризов: достаточно ввести марку, модель, год выпуска и тип двигателя, чтобы получить полный перечень рекомендованных технических жидкостей для автомобиля.
Гарантия от производителя масла
С уходом из России зарубежных брендов автолюбители потеряли не только доступ к привычным продуктам, но и гарантию изготовителя.