Курс рубля значительно просел по отношению к евро, доллару и юаню за минувшую неделю: национальная валюта продолжила дешеветь и утром в понедельник, 10 апреля. Для автомобильного рынка это означает изменение в разнице между валютной закупочной стоимостью иномарок и их рублевыми розничными ценами в российских автосалонах. Autonews.ru опросил экспертов и участников рынка и выяснил, что будет с ценами на автомобили.
Рубль подешевел, скидки стали пропадать
С 3 апреля курс доллара увеличится с 77,6 руб. до пиковых 83,5 руб. в середине дня в пятницу, 7 апреля. Евро подорожал с 84,2 руб. до пиковых 91,3 руб., юань с 11,3 руб. до пиковых 12,1 руб. После этого российская валюта несколько отыграла свои позиции, но в целом потеряла около 6,5%. В понедельник, 10 апреля, Центробанк установил курс рубля на отметке 82,4 руб. за доллар (+1,73 руб.), евро стоит 90,28 руб., (+2,16 руб.) юань — 11,95 руб (+25 коп.)
Именно за юани сейчас покупается большинство иномарок, продаваемых в России. После ухода традиционных иностранных автопроизводителей рынок новых машин оказался поделен между отечественными марками, китайскими брендами и параллельным импортом. При этом значительная доля альтернативных поставок также идет из Китая.
Другой крупный канал поставок параллельного импорта — Объединенные Арабские Эмираты. Но и там машины продают не за рубли.
Пока китайские автоконцерны не повышали рекомендованные розничные цены на свои машины в России. Впрочем, крупнейшие игроки, например Geely, Chery и Haval, регулируют цены не только напрямую, а изменяя размер скидок, которые предлагаются клиентам. Размер этих скидок может варьироваться изо дня в день.
Параллельный импорт устроен чуть иначе. Как пояснили корреспонденту Autonews.ru, обратившемуся в несколько автосалонов под видом простого покупателя, машины завозятся партиями, а их цена в шоуруме зависит от того, при каком курсе была совершена закупка. Иными словами, стоимость одинаковых автомобилей из каждой партии прямо привязана к валютному курсу. Те машины, что сейчас стоят в шоурумах и на площадках дилеров, дорожать не обязаны, но если рубль не укрепится, то следующая партия окажется дороже.
Некоторые неофициальные дилеры привозят машины из Китая на заказ, и тогда их стоимость меняется ежедневно в зависимости от курса юаня. По словам Романа Рассудкова, чья компания Rucars возит премиальные электромобили и гибриды из Китая, если клиенты решаю оплатить покупку полностью не в момент получения, а в день заказа, то цена для него меняться не должна.
«В таких случаях стоимость услуг перевозчиков не меняется, как и цена машины в Китае. Так что все зависит только от валютного курса. Мы смотрим курс на момент заказа, высчитываем конечную цену в рублях и просим предоплату. С этого момента стоимость машины для клиента уже не меняется. Даже если юань вдруг, наоборот, подешевеет», — поясняет Рассудков.
Что будет с ценами на новые автомобили
С начала 2023 года в России почти не осталось иномарок стоимостью ниже 2 млн руб. Весной, с выходом на рынок новых китайских брендов, таких как Kaiyi и BAIC, начали появляться более доступные предложения. Однако, как предупреждают источники в ряде крупных китайских компаний, предложенные цены на текущем уровне могут и не продержаться. Только ценники некоторые будут менять не столь очевидным способом — урезая «скидки».
Так, источник Autonews.ru в одной из крупнейших китайских компаний неофициально подтвердил, что там уже начали обсуждать изменение цен или размеров скидок для своих моделей в России. Судя по всему, при этом будет учтен и плавный рост курсов валют в феврале и марте: с конца января доллар подорожал более чем на 12 рублей, а это 17%. Для сохранения маржинальности дистрибьюторов и дилеров на столько же должны вырасти и цены. При этом официально комментировать возможное повышение цен в представительствах лидирующих на российском рынке китайских компаний отказываются.
Основатель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев, впрочем, считает, что подорожание китайских машин вовсе не обязательно должно произойти. По его мнению, из-за сложившегося на рынке дефицита автомобили из КНР и так продаются с высокой маржей, позволяющей выдержать падение рубля, сохранив часть прибыли.
«Некоторые китайские машины даже сейчас продаются в России вдвое дороже, чем они стоят у себя на родине. Это нельзя объяснить только затратами на логистику, сертификацию и растаможку. И мы уже сейчас видим, что, хотя рынок в последнее время растет от месяца к месяцу, спрос на автомобили по существующим ценам все равно ограничен», — говорит Мосеев.
Эксперт отмечает, что, несмотря на плавное падение рубля в феврале и марте, цены не просто не росли, но дилеры все чаще в своих рекламных предложениях стали упоминать различные выгоды для покупателей. Это свидетельствует о том, что объемы продаж их не устраивают.
Мосеев вспоминает, что в 2014 году, когда курс рубля уже переживал стремительное падение, корейские бренды не сразу подняли цены на свои машины, что позволило им заметно увеличить свою долю рынка. И тот китайский бренд, который в современных условиях будет придерживаться подобной стратегии, также сможет получить выгоду в долгосрочной перспективе.
При этом он признал, что, хоть автомобили, которые закупят сейчас в Китае, и приедут в Россию примерно через три месяца, платить за них все равно придется по текущему курсу.
«В прежние годы крупные иностранные автоконцерны хеджировали риски валютных колебаний на год вперед, что позволяло избегать резких скачков цен и не допускать существенного падения продаж. Китайские компании достаточно скрытны и не раскрывают своих рабочих схем, но и они должны страховаться от таких рисков», — резюмирует Мосеев.
По мнению эксперта, реальная необходимость в повышении стоимости новых автомобилей из Китая может возникнуть, только когда курс китайской валюты превысит 14 руб. за один юань. И только при условии, что это будет не кратковременный скачок, а устоявшаяся норма.
На то, что даже с учетом нынешнего падения рубля автомобили в шоурумах не выглядят недооцененными, указал в беседе с Autonews.ru независимый аналитик Владимир Беспалов.
«Цены на автомобили выросли еще весной 2022 года, когда стоимость рубля падала даже сильнее, чем сейчас. И с тех пор ценники в сторону понижения не переписывались, хотя рубль укрепился. Напротив, столь высокие цены удавалось держать из-за дефицита автомобилей на рынке», — отмечает эксперт.
В настоящее время, по его словам, постепенно происходит насыщение, в том числе за счет параллельного импорта и появления новых марок, которые выступают в прежде пустовавшей нише от 1 до 2 млн руб. Это, по мнению Беспалова, будет оказывать давление и на остальные компании, чьи машины сейчас стоят дороже 2 млн руб.
«Так что повышение стоимости автомобилей возможно, только если рубль продолжит падение. Более того, средняя стоимость новой машины в России может снизиться, но не за счет удешевления существующих моделей, а скорее за счет появления новых предложений», — отмечает эксперт.
Ослабление рубля, с одной стороны, выгодно отечественным автозаводам с высоким уровнем локализации — ценовое преимущество их машин от роста курсов валют только возрастет. Однако пока российские компании сейчас страдают не от отсутствия спроса, а от дефицита ключевых иностранных комплектующих. Те, в свою очередь, также дорожают вслед за падением курса рубля, что нивелирует преимущество.
Поэтому, по словам Беспалова, существенного изменения цен не стоит ожидать и от АвтоВАЗа.
«С одной стороны, ослабление рубля является преимуществом для высоколокализованных продуктов и, если иномарки подорожают, Lada также может поднять цены и повысить маржинальность. С другой стороны, некоторые компоненты даже АвтоВАЗ закупает за границей за валюту, и их подорожание компенсирует роль цен», — считает аналитик.
По его мнению, российским компаниям сейчас важнее увеличить объемы производства и заработать за счет массовости продаж, а не за счет высоких цен.