С начала весны 2023 года уже четыре новые китайские автомобильные марки заявили о выходе на российский рынок. Это Kaiyi, Jetour, VGV и BAIC. Однако в КНР осталось достаточно брендов, автомобили которых к нам пока не поставляются. Autonews.ru выбрал три самые интересные компании, которым есть что предложить российским покупателям.
SAIC: седан MG5
Удивительным образом на российском рынке собрались почти все китайские автопроизводители кроме самого крупного. А это государственный концерн SAIC, название которого расшифровывается как «Шанхайская автоиндустриальная корпорация». За 2022 год продажи концерна составили 5,3 млн машин, что позволило SAIC стать крупнейшей автомобильной компанией КНР уже 17-й год подряд.
История SAIC началась еще в середине прошлого века, но настоящий успех пришел к концерну в 1980-е, когда именно его в качестве основного китайского партнера выбрал Volkswagen. В этом отчасти и заключается ограниченная известность корпорации в России: в значительной степени она делает не собственные автомобили, а выполняет заказы для иностранных брендов. Скажем, поставляемые к нам по параллельному импорту Volkswagen Lavida собирается именно на СП VW и SAIC.
Другим крупным партнером шанхайской компании выступает концерн General Motors. На совместном предприятии выпускают автомобили Chevrolet и Cadillac, но преимущественно Buick — эта марка оказалась почти забыта в других странах, включая родную Америку, но в Китае обрела значительную популярность.
Наконец, более 52% автомобилей SAIC сейчас выпускает под собственным брендом. И самым интересным для российских покупателей выглядит MG. Это тот самый MG, который некогда был британским и входил в группу Rover, но в начале 2000-х прекратил свое существование в Европе и, вместе с заводским оборудованием, был продан в Китай.
Сейчас MG — это компания, выпускающая автомобили для среднего класса, которые конкурируют, например, с автомобилями Volkswagen или Hyundai и KIA.
Так, россиян мог бы заинтересовать седан MG5, относящийся к сегменту «B+». Он чуть крупнее чем Lada Vesta или Hyundai Solaris и близок по габаритам к Nissan Almera последней генерации, которую в России выпускали на АвтоВАЗе. При этом MG5 позиционируется как прямой потомок британского хетчбэка Rover 25, который когда-то ограниченно продавался в России.
В Китае за MG5 просят от 67,9 тыс. юаней или 810 тыс. руб по актуальному курсу. В случае появления в России MG5 мог бы стать конкурентом Lada Vesta и заменой ушедшим Volkswagen Polo и Kia Rio. Главный вопрос — это цена.
Lynk & Co: седан 03
Почти никакие китайские автопроизводители не принимают участие в гонках мирового уровня. Их нет ни в Формуле 1, ни в ралли, ни на старте «24 часов Ле-Мана». В качестве исключения можно вспомнить разве что команду NIO в Формуле Е, но она в последние сезоны является очевидным аутсайдером.
Единственное исключение — это бренд Lynk & Co, который трижды выигрывал Чемпионат мира по кузовным гонкам WTCR в командном и дважды в личном зачетах.
У этого успеха есть рациональное объяснение. Технически Lynk & Co — это Volvo. Точнее обе марки принадлежат китайскому концерну Geely. Бренд Lynk & Co был запущен в Китае в 2016 году для производства машин по шведским технологиям, а чуть позже и родилась идея выставить такие машины в гонках силами бывшей заводской команды Volvo. Lynk & Co готовился к официальному запуску в России — подготовка шла в начале 2022 года, однако этого в итоге не произошло.
Изначально бренд Lynk & Co задумывался как с одной стороны премиальный, а с другой — молодежный. Упор делался на продвинутые мультимедийные системы и обязательное подключение к интернету, что должно было понравиться богатой, но молодой аудитории.
Однако использование шасси и турбомоторов Volvo в сочетании со сверхсовременными «стеклянными» салонами превратило автомобили Lynk & Co эдакие аналоги машин Tesla, но с двигателями внутреннего сгорания.
Почти все модели Lynk & Co — это кроссоверы, за исключением седана 03. Того самого, на базе которого и была создана чемпионская машина для кузовных гонок. Последний в России может заинтересовать тех, что был поклонником BMW 3-Series или Audi A4, но в силу сложившихся обстоятельств не может их купить с официальной поддержкой от производителя.
В базе Lynk & Co 03 оснащается трехцилиндровыми турбированными 1,5-литровыми двигателями Volvo. У таких машин только передний привод. Но куда интереснее двухлитровые полноприводные модификации. В топовом исполнении такой седан оснащен мотором мощностью 265 л.с. и может разгоняться до 100 км/ч за 5,7 сек.
Стоит Lynk & Co 03 в топовом исполнении по китайским меркам немало — 198 тыс. 800 юаней или 2 млн 372 тыс. руб. Для сравнения, новые седаны BMW 3-Series у российских дилеров сейчас можно встретить по цене не менее 4 млн 590 тыс.
BYD: седан Han и кроссовер Yuan Plus
За последний год в России было налажено производство электромобилей Evolute и «Москвич 3е», а также анонсирован выпуск электрической модели BAIC на мощностях калининградского завода «Автотор».
Все эти проекты реализованы в сотрудничестве с китайскими партнерами, которые поставляют машинокомплекты. При этом крупнейший производитель электромобилей в Китае, претендующий на мировое лидерство в этой отрасли, в России сейчас не представлен. Речь о компании BYD из провинции Шэньси — колыбели китайской цивилизации.
В 2022 году BYD продала 911 тыс. электромобилей, увеличив этот показатель на 184%. Больше смогла реализовать только Tesla с результатом в 1 млн 314 тыс. машин. В самом Китае при этом BYD уже признали лидерами отрасли, так как там принято считать продажи электромобилей и подзаряжаемых гибридов вместе, а последних BYD реализовала 946 тыс. штук. В сумме получается 1 млн 857 тыс. «транспортных средств на новой энергии» или NEV — так в самом Китае именуют подобную технику.
Причиной успеха BYD можно считать то, что данная компания является одной из немногих в автомобильной индустрии, кто самостоятельно производит не только тяговые батареи, но и аккумуляторы, из которых они состоят. Например, Tesla только начинает делать аккумуляторы самостоятельно и до сих пор преимущественно закупает их у Panasonic и CATL.
Более того, сама компания BYD была основана именно с целью производства аккумуляторов и батарей и лишь позже расширила свой бизнес за счет выпуска автомобилей и бытовой электроники.
Сейчас у BYD один из самых широкий модельных рядов электромобилей и подзаряжаемых гибридов в мире. В ее активе есть и достаточно простые, компактные и недорогие модели серии «е», и мощные продвинутые электрокары, бросающие вызов моделям Tesla.
Среди любителей электромобилей в России компания BYD известна по седану Han — серые дилеры завезли уже несколько десятков таких машин. Однако это достаточно дорогая модель, сравнимая по цене как раз с автомобилями Tesla. И вряд ли она станет массовой.