Китайский концерн BYD продал за 2022 год 911 тыс. электрокаров. Для сравнения: Tesla продала 1,313 млн электрических машин, увеличив свои продажи на 40%. Но при этом рост продаж электромобилей BYD за прошлый год составил 184%. Autonews.ru познакомился с первым седаном BYD Seal, оказавшимся в Москве, — машиной, которая в одночасье сделала бестселлер Tesla Model 3 устаревшим.
Потому, что могут
Словосочетание «убийца Tesla» давно стало мемом — вроде не менее известных мемов «Как тебе такое, Илон Маск?» и «Вы находитесь здесь». Но BYD Seal на бумаге выглядит так, словно бы его делал как раз Маск, причем получив в свое распоряжение власть над всей человеческой цивилизацией. Это не реальный автомобиль, а фантазия, воплощенная в металле и пластике.
Как обычно создается автомобиль? Восторженный маркетолог, взяв в союзники дизайнера, предлагает сделать электрическую машину, которая будет дешевле, быстрее, эффективнее, оснащеннее, комфортнее и практичнее, чем у конкурентов. Выслушав эту хипстерскую парочку, инженеры, технологи и финансисты говорят что-то вроде «Да, но нет». И объясняют, что у корпорации, на которую они все работают, нет возможности воплотить такую фантазию в жизнь.
Потому что уже закупленные станки рассчитаны на производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Потому что списать их и перестроить весь конвейер не даст совет директоров, отвечающий перед акционерами. Потому что вообще для этого лучше построить новое предприятие в чистом поле. И потому что компания еще не выплатила кредит, взятый на постройку вполне себе нового, 15-летнего завода, где делают как раз бензиновые машины. Так что давайте мы, инженеры и технологи, впихнем батарею и электропривод в то, что уже можем выпускать, — в кузова бензиновых машин. И Грета Тунберг будет рада.
Один дух Желтого императора, Хуан Ди, знает почему, но в BYD из приведенной фразы «Да, но нет» исчезло последнее «но нет». Seal построен на уже третьей по счету, новейшей платформе компании и на бумаге вобрал в себя все самые прогрессивные технологии.
Главная из них — это интеграция батареи в несущую структуру кузова. Одной из первых о такой идее заговорила как раз Tesla, но Cybertruck и ныне там: компания Илона Маска погрязла в строительстве новых заводов и просто не успевает переналадить старое производство. В теории те же проблемы должны были возникнуть и у BYD, но почему-то китайцы решили их как минимум быстрее.
Что это дает? Экономию в весе. Интересно, что китайцы распорядились полученным преимуществом весьма практично. Нет, Seal не легче той же Tesla Model 3. Но он использует более дешевые аккумуляторы с литий-железо-фосфатной «химией». Точнее, Tesla ставит подобные на свои начальные модели, а BYD — на топовые.
У таких аккумуляторов два преимущества и два недостатка. Начнем с хорошего. Они дешевле и служат дольше. Из минусов: они тяжелее и хуже переносят морозы. Холод их не портит, но на время сильных минусов запас хода снижается значительно. С наступлением тепла параметры восстанавливаются.
Еще одно преимущество Seal над Tesla Model 3 — это зарядные возможности. Китайский седан с завода поддерживает зарядку током с напряжением 800 В, в то время как Tesla — пока только 400 В. Это дает возможность быстрой зарядки батареи за полчаса, правда, для этого придется сгонять в Германию или Южную Корею. Ну и в Китай, разумеется. Потому что в России столь мощных зарядных терминалов нет и в ближайшие пару лет не планируется. Однако какой потенциал!
Но главное, BYD Seal дешевле Tesla Model 3. В Китае за седан от BYD просят от 212,8 тыс. до 289,8 тыс. в местной валюте. К слову, если вам до сих пор непривычно видеть 8 вместо 9 после запятой, то знайте, что восьмерка для любого ханьца — счастливое число. Топовая версия Seal обойдется почти в 290 тыс. юаней, что в переводе на рубли значит 3,445 млн. Tesla аж на 40 тыс. юаней (или 500 тыс. руб.) дороже.
Конечно, в России китайские цены не актуальны. Но серые дилеры действительно предлагают BYD Seal минимум на 100 тыс. руб. дешевле, чем Tesla Model 3 с шанхайского завода. По состоянию курса валют на момент написания этого текста за Seal просили минимум 4,4 млн руб., а за Tesla Model 3 — 4,6 млн руб. по предзаказу.
Что внутри у BYD Seal
Длина седана китайской марки составляет 4,8 м, его ширина — 1,88 м. Приличные габариты, особенно учитывая колесную базу более чем в 2,9 м. Это размеры BMW 3-Series и Tesla Model 3.