В России появилась новая схема поставок автомобилей по параллельному импорту. Как стало известно Autonews.ru, теперь такие машины завозят не только российские дилеры, но и как минимум одна китайская компания. Ранее китайские партнеры поставляли машины для России только до границы КНР и на российский рынок самостоятельно не выходили.
Лицензия на экспорт
После прекращения поставок в Россию иномарок из Европы, Кореи, Японии и других стран, на рынке официально остались представлены только местные автопроизводители и китайские компании с собственными представительствами. В связи с этим правительство России разрешило ввоз автомобилей без согласия на это автопроизводителей — так называемый параллельный импорт.
Формально параллельным считается только ввоз машин с получением заключения об оценке единичного транспортного средства (ЗОЕТС). Однако на деле продавцы предпочитают оформлять ввоз машин через физлица и получать Свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Исключение делается для продажи машин юрлицам, например лизинговым компаниям — здесь оформление ЗОЕТС обязательно.
Импорт автомобилей в Россию с получением СБКТС существовал и раньше, но с уходом официальных импортеров его объемы существенно увеличились. В случае с поставками новых автомобилей из Китая до сих пор схема выглядела следующим образом.
В самом Китае автомобиль выкупается у дилера или непосредственно у автопроизводителя и регистрируется на одну из компаний, которой власти предоставили экспортную лицензию. Эта компания вывозит машину за границу Китая, как правило в Казахстан. А дальше уже российский дилер выкупает машины, оформляет СБКТС (это можно сделать в России, в Казахстане или в Белоруссии), проводит таможенное оформление и выставляет машину на продажу.
При этом крупные дилеры стремятся ввозить машины массового сегмента и выставлять их в своих шоурумах, а небольшие компании специализируются на доставке редких дорогих моделей на заказ.
В конце 2022 года в России была зарегистрирована компания Meilin Auto. Фактически, это филиал одной из китайских экспортных компаний, которые прежде самостоятельно в России не работали. Теперь Meilin Auto намерена открыть в Московском регионе свой шоурум и продавать машины напрямую.
Прямой торговле мешают санкции
Уже сейчас в России официально представлено более десяти китайских автомобильных брендов, однако всех их объединяет то, что они не продают свои машины в странах Европы и Северной Америки. С другой стороны, те китайские автопроизводители, кто пытается выйти на богатые европейские и американские рынки, опасаются, что в случае торговли с Россией на них наложат санкции.
В свою очередь европейские и американские автомобильные бренды из-за санкционных опасений прямо запрещают своим дилерам продавать машины российским клиентам. Так, Volkswagen даже начал составлять черный список китайских автосалонов, куда попадают те, кто сотрудничал с Россией, а Mercedes за такую же деятельность на прошлой неделе лишил лицензии своего единственного дистрибьютора в Молдавии.
Как рассказал Autonews.ru гендиректор Meilin с китайской стороны Чен Цзяхао, чтобы избежать рисков, поставки в Россию из Китая осуществляются не напрямую, а через экспортные компании. При этом, по его словам, санкции никак не мешают китайским бизнесменам договариваться друг с другом. Поэтому поставкам автомобилей из КНР в Россию, включая Mercedes и Volkswagen, ничего не угрожает.
«Мы не ожидаем, что китайские власти присоединятся к санкциям против России. В Китае принято разделять политику и торговлю. Но те автомобильные бренды, которые пытаются выйти на рынки Северной Америки и Европы, могут опасаться вторичных санкций в этих странах и не рискнут открыть официальные российские представительства», — говорит Чен Цзяхао.
Сама Meilin намерена продавать в России премиальные китайские электромобили тех марок, которые уже присутствуют в Европе и Америке либо намерены выйти на эти рынки в ближайшее время. В частности, многие китайские бренды сейчас пытаются закрепиться в Норвегии, где доля новых электромобилей на рынке уже превысила 70%.
Речь идет об автомобилях таких марок, как Hongqi и Li Auto, в меньшей степени о Voyah. Последние уже представлены российской компанией «Моторинвест», которая известна по бренду Evolute. Однако именно из-за опасений санкций в отношении Voyah, которая уже выходит на рынок Западной Европы, «Моторинвест» не является официальным и эксклюзивным дистрибьютором и не может помешать другим компаниям завозить автомобили бренда в Россию.
Сейчас Meilin Auto уже принимает заказы на машины в своем московском офисе, а летом собирается открыть полноценный шоурум. И это несколько отличается от того, как организованы продажи собственно в Китае.
«Китайских и российских клиентов объединяет то, что и те и другие очень быстро принимают решение о покупке. Но в Китае лучшие автомобильные бренды уже знакомы покупатели, им доверяют. Когда выходит новая модель, о ней узнают по роликам в сети TikTok. А затем заказывают машину прямо в онлайн-конфигураторе. В России клиенты предпочитают принимать решение после того, как оценят машину в живую, но также делают это быстро», — говорит Чен Цзяхао.
Он соглашается, что и по части комплектации запросы у российских и у китайских клиентов разные. Не секрет, что в России премиальный автомобиль не мыслим без подогрева руля и сидений, а в Китае у него обязательно будет панорамная крыша.
Кроме того, пока нет ни возможностей, ни большого смысла в русификации мультимедийных систем. Дело в том, что сейчас в премиальные китайские автомобили интегрируется все больше работающих через интернет развлекательных функций, которые за пределами КНР просто не действуют.
В любом случае, поскольку речь идет о машинах, которые предлагаются в Америке или Европе, для них уже сейчас существуют прошивки как минимум на английском языке. Но так как их функционал такой прошивки ограничен в сравнении с китайским, некоторые клиенты предпочитают запоминать иероглифы и даже учить голосовые команды на китайском языке, чтобы управлять автомобилем.
Конкурентов из Китая в России очень много
В Meilin рассчитывают сделать ставку на быструю доставку запчастей и комплектующих из Китая, партнерство с сервисными центрами и обучение их персонала китайскими специалистами, а также на предоставление пятилетней гарантии на поставляемые в Россию электромобили.
Однако все это, а также тот факт, что сама цепочка поставок в Россию получается короче за счет того, что экспортер и дилер являются фактически одним лицом, не дает Meilin Auto заметных преимуществ на российском рынке, считают их конкуренты.
Во-первых, клиенты в России вовсе не обязаны пересаживаться на китайский премиум, по крайней мере до тех пор, пока брендты из КНР не придут в Россию официально, говорит директор департамента по выкупу ГК АВТОДОМ и ГК АвтоСпецЦентр Владимир Желобов.
«С июня 2022 года, когда мы занялись параллельном импортом, нами ввезено более 1000 автомобилей, процессы поставок отлажены. Сейчас в дилерских центрах представлены такие автомобильные бренды, как BMW, Porsche, Mercedes-Benz, Volvo, Jaguar, Land Rover и другие. Большинство авто поступают из стран Ближнего зарубежья, Европы и Азии», — говорит Желобов, настаивая, что представляемые им автосалоны сохраняют статус официальных дилеров со всеми вытекающими для них обязательствами.
Директор департамента оптовых продаж автомобилей АГ «Авилон» Грацин Беленова в свою очередь отмечает, что у российские компании с опытом лучше знают клиентов и их потребности. В том числе потому из Китая «Авилон» везет не только премиальные электромобили, но и демократичные бензиновые седаны и кроссоверы Jetta — это марка совместного предприятия Volkswagen и FAW.
Наконец, собеседник Autonews.ru в одной из компаний, которая также ввозит премиальные электромобили из Китая в Россию, пожелав не упоминать своего имени, отметил, что у Meilin пока нет очевидных преимуществ кроме, разве что, ставки на лучший сервис для клиента, что скажется и на цене в сторону ее увеличения. То, что речь идет фактически о филиале китайской компании, принципиально ничего не меняет.
«Мы работаем с китайским партнером, тоже компанией с экспортной лицензией. За свои услуги она берет совсем немного денег, на фоне конечной стоимости автомобиля сильно сэкономить не удастся», — говорит собеседник Autonews.ru.
При этом он отмечает, что сейчас на рынке премиальных электрических машин из КНР в России все еще наблюдается дефицит, и место для нового игрока найдется. Что касается гарантии и услуг по обслуживанию и ремонту, то над этим сейчас работают все дилеры в независимости от размеров их бизнесов.