Производство в России, появление новых брендов и поставки электрокаров, а также планы по замещению европейских и японских марок стали главными темами проходящего в Шанхае международного автосалона. При этом, судя по количеству российских автодилеров и журналистов, которые приехали по приглашениям от Chery, Exeed, Omoda, Jetour, и других брендов, новинки хлынут на отечественный рынок совсем скоро. Корреспондент Autonews.ru пообщалась с представителями компаний и руководителями крупнейших дилерских центров и выяснила, к каким трансформациям готовится российский авторынок и как на него влияют санкции.
Chery хочет заместить своими моделями Volkswagen и Toyota
Пока на стендах компаний разработчики обсуждали развитие технологий и постепенный отказ от классических ДВС в пользу электрокаров, на официальных ужинах главы китайских автобрендов прямо заявляли о намерении заместить в головах водителей те позиции, которые занимали европейские и японские бренды, в том числе — Volkswagen и Toyota. Об этом рассказал глава компании Chery International Чжан Гуйбин.
«Нам нужно, чтобы в головах клиентов Chery заняла место моделей Volkswagen и Toyota, мы должно заместить ими ушедшие бренды. VW и Toyota ушли. В Китае даже те бренды, которые занимали сильные позиции, также снижают свои позиции», — сказал Гуйбин.
Что касается цен, к которым пока не могут привыкнуть автомобилисты в России, то здесь пока все однозначно: снижать их китайские бренды не собираются — говорят, что будут бороться за клиентов без участия в так называемых ценовых войнах и без захвата доли на рынке с помощью демпинга.
«Я надеюсь, что мы будем делать наши автомобили конкурентными и удерживать свои позиции на рынке без участия в ценовых войнах, мы не будем снижать нашу маржинальность или маржинальность работы наших дилеров. Поэтому наша задача — выстроить работу таким образом, чтобы мы могли наращивать долю на рынке не за счет демпинга, не исключительно за счет ценовой политики. Нам нужно, чтобы в головах клиентов Chery заняла место моделей Volkswagen и Toyota, заместить ими те бренды. Я надеюсь, что не ценовая политика станет нашим основным оружием в борьбе с конкурентами», — отметил он.
При этом, добираясь до России, китайские модели действительно ощутимо прибавляют в цене. К примеру, если Chery Tiggo 8 Pro в Китае стоит от 1,3 млн руб. в переводе на рубли, то в России — уже от 2,8 млн руб. Такие наценки китайские бизнесмены в беседах с корреспондентом Autonews.ru объяснили стоимостью транспортировки. А самое главное — необходимостью получать российские сертификаты безопасности, проводить краш-тесты и устанавливать систему ЭРА-ГЛОНАСС.
Еще одно важное заявление прозвучало дважды от главы компании Chery: бренд рассматривает различные варианты по началу производства в России — от участия в совместном проекте с российской компанией в качестве «восточного партнера» до организации собственной площадки. Деталей в компании не раскрывают — президент объяснил это риском для предприятия попасть под санкции.
«Мы пришли в Россию в 2005 году. Иногда мы теряли деньги, но мы все равно оставались на рынке. Мы думаем, что у нас в России хорошее будущее, так как мы понимаем этот рынок», — уточнил глава Chery Гуйбин.
Водители Mercedes, BMW и Audi пересаживаются на китайские автомобили
Еще один тренд, к которому придется привыкнуть, — это разрастание брендов и появление у них собственных суббрендов и подсуббрендов. Например, у входящей в Chery Omoda, который позиционируется как молодежный бренд, появится еще одна ветвь — Jaecoo. Одной из первых машин для России станет кроссовер Jaecoo 7 с приятной внешностью, отдаленно напоминающий Range Rover. В кулуарах поговаривают, что именно из-за него в России не появится Chery Tiggo 9. Exeed пока стоит особняком как марка с прицелом на премиум и электрические модели — в ближайшем будущем именно в электрические модели будут идти основные инвестиции. Первыми в России электокарами станут седан и кроссовер из серии Exlantix. Названия для России пока обсуждают. В Китае седан появится в ноябре, а в России — до конца года. В первой половине 2023 года в Россию приедет и кроссовер.
Без моделей с классическими ДВС водителей не оставят. Так, одной из самых ожидаемых новинок от Exeed сейчас считается модель RX — в позиционировании он должен занять ступень между моделями TLX и VX — если говорить про цены, то они стремятся к 5 млн руб., но официальных ориентиров пока нет. В предложенном на тест-драйве опроснике журналистов попросили ответить на вопрос, насколько дороже RX должен стоить, чем Porsche Macan. Самый нижний порог — 0–3%, варианта с ценами ниже конкурента просто не было. При этом Jetur, который на самом деле часть Chery, тоже готовит свои новинки.
Получается, что выбор будет. Но из кроссоверов. После бесед во время презентации и тест-драйвов с разработчиками и руководителями проекта стало понятно: китайцы уверены, что в России нужны главным образом SUV, причем способные преодолевать серьезное бездорожье.
Попытки китайских компаний быстро прописаться в премиальном сегменте выглядят как минимум требующими большего времени и инвестиций. Однако, как рассказали дилеры премиальных немецких марок, их клиенты уже начали сдавать в трейд-ин модели от большой немецкой тройки. Дело в проблемах с запчастями и обслуживанием — по их словам, владельцы таких машин не привыкли к неудобствам, связанным с постоянными поисками нужных деталей для ремонта и обслуживанием. Вероятность в один момент остаться без машины из-за отсутствия официальных поставок таких клиентов как минимум раздражает. В качестве примера дилеры привели недавний случай с изготовлением вторых ключей для Mercedes — дилеры столкнулись со сложностями в их перепрошивке, и клиентам пришлось обращаться к программистам из несвязанных с автобизнесом компаний.
Как рассказал один из дилеров, у его компании скопилось множество предсудебных претензий от собственников машин Mercedes, которые не могут починить в срок свои автомобили.
«У нас по Mercedes куча предсудебных дел по тем видам ремонта, где мы не можем ничего сделать. Мы не можем привезти эти детали ни в белую, ни в серую, ни по параллельному импорту. Главные проблемы — с блоками управления, коробками передач, ABS, подушками безопасности. Но не только с премиумом проблема: решетку радиатора на Vokswagen Touareg ждем три месяца. Все это создает проблемы для водителей: им хочется ездить и не бояться, что машина может в любой момент застрять на СТО несколько месяцев», — рассказал один из дилеров.
У китайских брендов позиции по обслуживаю в текущей ситуации гораздо сильнее. Технические проблемы у автомобилей случаются. Например, панель приборов на некоторых моделях показывает по 999 тыс. пробега, перестают работать камеры кругового обзора. Но, как рассказывают дилеры, запчасти приходят быстро.
«С клиентами китайских брендов получается договариваться в обмен на различные бонусы. Так, например, уже не получается с владельцами Genesis. Корейцы не заявляли об уходе с рынка, но запчастей на них нет. Даже тот поставщик, которого мне порекомендовали в самом Hyundai, снабжал нас всего несколько месяцев, потом поставки прекратились. Или Mercedes Maybach S-класса: владелец притер машину в ДТП. В итоге три запчасти ждем из Арабских Эмиратов, еще четыре — из Европы. Машина в итоге восемь месяцев стоит в гараже. Владельцы таких машин не привыкли к подобному отношению. Теперь мы предлагаем им взять Exeed или «Хунцы». Пока в шутку», — поделился другой дилер.
Столкнувшиеся с такими проблемами автомобилисты решают, по словам дилеров, сдавать свои иномарки в трейд-ин. Сами автосалоны с легкостью перепродают автомобили — уже тем клиентам, которых устраивает качество «гаражного сервиса».