branding imagebranding image
РБК АВТО
Китай Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

Китайские марки не будут снижать цены на авто в России. Инсайды из Шанхая

Скоро в Россию привезут множество автоновинок из Китая: производители заявляют, что поводов для демпинга на фоне ушедших брендов у них нет. Что появится у дилеров, сколько будут стоить машины и кто будет на них ездить
Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

Производство в России, появление новых брендов и поставки электрокаров, а также планы по замещению европейских и японских марок стали главными темами проходящего в Шанхае международного автосалона. При этом, судя по количеству российских автодилеров и журналистов, которые приехали по приглашениям от Chery, Exeed, Omoda, Jetour, и других брендов, новинки хлынут на отечественный рынок совсем скоро. Корреспондент Autonews.ru пообщалась с представителями компаний и руководителями крупнейших дилерских центров и выяснила, к каким трансформациям готовится российский авторынок и как на него влияют санкции.

Chery хочет заместить своими моделями Volkswagen и Toyota

Пока на стендах компаний разработчики обсуждали развитие технологий и постепенный отказ от классических ДВС в пользу электрокаров, на официальных ужинах главы китайских автобрендов прямо заявляли о намерении заместить в головах водителей те позиции, которые занимали европейские и японские бренды, в том числе — Volkswagen и Toyota. Об этом рассказал глава компании Chery International Чжан Гуйбин.

«Нам нужно, чтобы в головах клиентов Chery заняла место моделей Volkswagen и Toyota, мы должно заместить ими ушедшие бренды. VW и Toyota ушли. В Китае даже те бренды, которые занимали сильные позиции, также снижают свои позиции», — сказал Гуйбин.

Что касается цен, к которым пока не могут привыкнуть автомобилисты в России, то здесь пока все однозначно: снижать их китайские бренды не собираются — говорят, что будут бороться за клиентов без участия в так называемых ценовых войнах и без захвата доли на рынке с помощью демпинга.

«Я надеюсь, что мы будем делать наши автомобили конкурентными и удерживать свои позиции на рынке без участия в ценовых войнах, мы не будем снижать нашу маржинальность или маржинальность работы наших дилеров. Поэтому наша задача — выстроить работу таким образом, чтобы мы могли наращивать долю на рынке не за счет демпинга, не исключительно за счет ценовой политики. Нам нужно, чтобы в головах клиентов Chery заняла место моделей Volkswagen и Toyota, заместить ими те бренды. Я надеюсь, что не ценовая политика станет нашим основным оружием в борьбе с конкурентами», — отметил он.

Chery Tiggo 8 Pro
Chery Tiggo 8 Pro (Фото: Chery)

При этом, добираясь до России, китайские модели действительно ощутимо прибавляют в цене. К примеру, если Chery Tiggo 8 Pro в Китае стоит от 1,3 млн руб. в переводе на рубли, то в России — уже от 2,8 млн руб. Такие наценки китайские бизнесмены в беседах с корреспондентом Autonews.ru объяснили стоимостью транспортировки. А самое главное — необходимостью получать российские сертификаты безопасности, проводить краш-тесты и устанавливать систему ЭРА-ГЛОНАСС.

Еще одно важное заявление прозвучало дважды от главы компании Chery: бренд рассматривает различные варианты по началу производства в России — от участия в совместном проекте с российской компанией в качестве «восточного партнера» до организации собственной площадки. Деталей в компании не раскрывают — президент объяснил это риском для предприятия попасть под санкции.

«Мы пришли в Россию в 2005 году. Иногда мы теряли деньги, но мы все равно оставались на рынке. Мы думаем, что у нас в России хорошее будущее, так как мы понимаем этот рынок», — уточнил глава Chery Гуйбин.

Водители Mercedes, BMW и Audi пересаживаются на китайские автомобили

Еще один тренд, к которому придется привыкнуть, — это разрастание брендов и появление у них собственных суббрендов и подсуббрендов. Например, у входящей в Chery Omoda, который позиционируется как молодежный бренд, появится еще одна ветвь — Jaecoo. Одной из первых машин для России станет кроссовер Jaecoo 7 с приятной внешностью, отдаленно напоминающий Range Rover. В кулуарах поговаривают, что именно из-за него в России не появится Chery Tiggo 9. Exeed пока стоит особняком как марка с прицелом на премиум и электрические модели — в ближайшем будущем именно в электрические модели будут идти основные инвестиции. Первыми в России электокарами станут седан и кроссовер из серии Exlantix. Названия для России пока обсуждают. В Китае седан появится в ноябре, а в России — до конца года. В первой половине 2023 года в Россию приедет и кроссовер.

Exeed Exlantix
Exeed Exlantix (Фото: Autonews.ru)

Exeed Exlantix
Exeed Exlantix (Фото: Autonews.ru)

Без моделей с классическими ДВС водителей не оставят. Так, одной из самых ожидаемых новинок от Exeed сейчас считается модель RX — в позиционировании он должен занять ступень между моделями TLX и VX — если говорить про цены, то они стремятся к 5 млн руб., но официальных ориентиров пока нет. В предложенном на тест-драйве опроснике журналистов попросили ответить на вопрос, насколько дороже RX должен стоить, чем Porsche Macan. Самый нижний порог — 0–3%, варианта с ценами ниже конкурента просто не было. При этом Jetur, который на самом деле часть Chery, тоже готовит свои новинки.

Exeed RX 1
Exeed RX 1 (Фото: Autonews.ru)

Exeed RX
Exeed RX (Фото: Autonews.ru)

Получается, что выбор будет. Но из кроссоверов. После бесед во время презентации и тест-драйвов с разработчиками и руководителями проекта стало понятно: китайцы уверены, что в России нужны главным образом SUV, причем способные преодолевать серьезное бездорожье.

Попытки китайских компаний быстро прописаться в премиальном сегменте выглядят как минимум требующими большего времени и инвестиций. Однако, как рассказали дилеры премиальных немецких марок, их клиенты уже начали сдавать в трейд-ин модели от большой немецкой тройки. Дело в проблемах с запчастями и обслуживанием — по их словам, владельцы таких машин не привыкли к неудобствам, связанным с постоянными поисками нужных деталей для ремонта и обслуживанием. Вероятность в один момент остаться без машины из-за отсутствия официальных поставок таких клиентов как минимум раздражает. В качестве примера дилеры привели недавний случай с изготовлением вторых ключей для Mercedes — дилеры столкнулись со сложностями в их перепрошивке, и клиентам пришлось обращаться к программистам из несвязанных с автобизнесом компаний.

Jaecoo 7
Jaecoo 7 (Фото: Autonews.ru)

Jaecoo 7
Jaecoo 7 (Фото: Autonews.ru)

Как рассказал один из дилеров, у его компании скопилось множество предсудебных претензий от собственников машин Mercedes, которые не могут починить в срок свои автомобили.

«У нас по Mercedes куча предсудебных дел по тем видам ремонта, где мы не можем ничего сделать. Мы не можем привезти эти детали ни в белую, ни в серую, ни по параллельному импорту. Главные проблемы — с блоками управления, коробками передач, ABS, подушками безопасности. Но не только с премиумом проблема: решетку радиатора на Vokswagen Touareg ждем три месяца. Все это создает проблемы для водителей: им хочется ездить и не бояться, что машина может в любой момент застрять на СТО несколько месяцев», — рассказал один из дилеров.

У китайских брендов позиции по обслуживаю в текущей ситуации гораздо сильнее. Технические проблемы у автомобилей случаются. Например, панель приборов на некоторых моделях показывает по 999 тыс. пробега, перестают работать камеры кругового обзора. Но, как рассказывают дилеры, запчасти приходят быстро.

Фото: Автолайт Chery
Фото: Автолайт Chery

«С клиентами китайских брендов получается договариваться в обмен на различные бонусы. Так, например, уже не получается с владельцами Genesis. Корейцы не заявляли об уходе с рынка, но запчастей на них нет. Даже тот поставщик, которого мне порекомендовали в самом Hyundai, снабжал нас всего несколько месяцев, потом поставки прекратились. Или Mercedes Maybach S-класса: владелец притер машину в ДТП. В итоге три запчасти ждем из Арабских Эмиратов, еще четыре — из Европы. Машина в итоге восемь месяцев стоит в гараже. Владельцы таких машин не привыкли к подобному отношению. Теперь мы предлагаем им взять Exeed или «Хунцы». Пока в шутку», — поделился другой дилер.

Столкнувшиеся с такими проблемами автомобилисты решают, по словам дилеров, сдавать свои иномарки в трейд-ин. Сами автосалоны с легкостью перепродают автомобили — уже тем клиентам, которых устраивает качество «гаражного сервиса».