На Шанхайском автосалоне руководители крупнейших китайских автобрендов заявили о планах заместить в сознании водителей модели европейских, японских, корейских и американских брендов вариантами из Китая. Об этом, к примеру, в кулуарах заявил глава компании Chery International Чжан Гуйбин. Главными целями для замещения Гуйбин назвал Toyota и Volkswagen, которые занимают как и в Китае, так и в мире одни из лидирующих позиций по продажам. Такие планы для китайских марок упрощаются в России тем, что здесь иномарки привычных брендов из официальных поставок практически закончились. Новые партии уже ввезены по параллельному импорту и уже не обладают официальной поддержкой от производителя — гарантию на них предлагают сами дилеры. Теперь покупателям новых машин с заводской гарантией приходится выбирать между автомобилями почти исключительно китайских марок. Вот, что они предлагают взамен бестселлерам 2021 года.
Kaiyi вместо Kia
В десятке бестселлеров российского автомобильного рынка 2021 года шесть моделей — это седаны сегмента «B». Лидером в позапрошлый год стала Lada Vesta, неплохо продавались также Kia Rio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, а также Skoda Rapid и самая доступная из списка Lada Granta.
Сейчас только Granta осталась на рынке. В конце весны АвтоВАЗ обещает возобновить поставки дилерам седанов Vesta, но пока этого не произошло.
Китайские бренды начали предлагать подходящие на замену модели только в 2023 году. Но цены значительно отличаются от тех, сколько стоили подобные модели в России в 2021 году.
Так, одним из самых доступных седанов на первичном рынке, не считая Lada Granta, сейчас является BAIC U5 Plus. Эти машины собирает калининградский завод «Автотор». За автомобиль с атмосферным 1,5-литровым мотором и механической коробкой передач сейчас просят от 1,7 млн руб. Однако Hyundai Solaris если и можно еще найти в салонах, то по меньшей мере не дешевле. И это будет машина, с момента выпуска которой прошло уже более года, то есть не совсем новая.
Еще одна новинка российского рынка 2023 года — седан Kaiyi E5. Он также собирается на Автоторе, но пока предлагается исключительно в богатой комплектации со 150-сильным турбомотором и автоматической трансмиссией. Просят за Е5 от 2 млн руб.
Обе машины из КНР на самом деле относятся к более крупным седанам класса «C» и примерно на 20-25 см превышают в длину Kia Rio или Lada Granta. Более компактные и доступные седаны у китайских производителей тоже есть, но в Россию их везти пока не планируется.
Как Creta и Duster, но для асфальта
Второй по популярности группой иномарок в России до 2022 года были кроссоверы сегмента «B». Первопроходцем в свое время стали Renault Duster и Ford Ecosport, но их вскоре дополнили Hyundai Creta, Renault Kaptur, Skoda Karoq и Volkswagen Taos.
Если седанов из Китая в Россию поставляют мало, то выбор кроссоверов весьма широк. Это в том числе «Москвич 3», который представляет из себя китайца JAC JS4, но с московской эмблемой и минимальной локализацией.
Чуть доступнее Chery Tiggo 4, Geely Coolray и BAIC X35, а вот Changan CS35, напротив, несколько дороже. Цены на все эти машины варьируются в диапазоне от 1,7 до 2,2 млн руб.
Однако полностью заменить ушедших европейцев и корейцев китайские бренды в этом сегменте тоже не смогли. Все дело в том, что почти все кроссоверы сегмента «B» из КНР идут исключительно с передним приводом. Единственным полноприводным автомобилей со схожими габаритами является Omoda C5 AWD, который совсем недавно вышел на российский рынок. Но за него просят без малого 3 млн руб. в начальной комплектации.
При этом Creta, Taos, Ecosport или Kaptur с полным приводом предлагались, не говоря уже о Renault Duster, который зачастую выбирали именно за проходимость. И единственной ему заменой на российском рынке сейчас остается разве что Lada Niva Travel.
Клоны Toyota RAV4 вместо оригинала
Третьем по популярности автомобильным сегментом в России были кроссоверы класса «C». Это такие машины как Toyota RAV 4, Mazda CX-5, Volkswagen Tiguan или Nissan X-Trail. Для них у китайцев есть альтернативы, причем покупателям будет из чего выбрать.
Например, Chery Tiggo 7. Сам суббренд Tiggo когда-то начинался с клонирования Toyota RAV4 второго поколения, но сейчас это абсолютно самостоятельные модели.
У современного Tiggo 7 в независимости от версии нет одного — полного привода. Однако этого недостатка лишены другие китайские конкуренты. Так, за 2,64 млн руб. сейчас можно купить полноприводный Geely Atlas или за 3,75 млн руб. стремящийся в премиальный сегмент Exeed LX AWD.