Карл III 6 мая будет официально коронован в Вестминстерском аббатстве. На церемонию из Букингемского дворца он по традиции прибудет в карете. Причем в весьма продвинутой: с кондиционером, на алюминиевой раме и с гидравлической подвеской — она была построена в Австралии в 2012 году в честь 60-летия правления королевы Елизаветы II. Однако, как и его покойная мать, в повседневной жизни новый король предпочитает передвигаться не на конной тяге, а на автомобилях. И таких за его жизнь было немало.
Любитель спорткаров
Первый личный автомобиль у тогда еще принца Уэльского Чарльза появился в 19 лет, когда будущий король был студентом. И это уникальная машина — MGC GT. Внешне она мало отличалась от серийного спортивного купе MGB GT, но под капотом вместо скромного четырехцилиндрового мотора конструкторы установили рядную трехлитровую шестерку — отсюда и изменение буквы в названии.
Другим отличием автомобиля принца Чарльза от обычного MGB стала установка телефона в автомобиль — и это в 1968 году! Правда, аппарат был нужен исключительно для экстренной связи с полицией на случай, если бы наследнику британского престола угрожала какая-нибудь опасность.
Уже на 21-летие родители подарили Чарльзу более роскошную машину: Aston Martin DB 6 Volante. По сравнению с MG, Aston был мощнее. У него тоже рядная шестерка, но объемом уже 4 л и мощностью свыше 280 л.с.
Это весьма редкий четырехместный кабриолет. Помимо принца, такая модель была, например, у знаменитых британских рокеров Мика Джаггера и Пола Маккартни. Машина до сих пор находится в собственности британской королевской семьи, правда, в угоду тенденциям ее мотор был переведен на биотопливо, которое не вредит окружающей среде. Несколько лет назад Чарльз шутил, что оно состоит, в частности, из белого вина и молочной сыворотки.
Свой кабриолет Aston Martin DB6 Volante Чарльз одолжил на свадьбу старшему сыну, новому наследнику престола принцу Уильяму. Другой сын Чарльза, принц Гарри, для своей свадьбы тоже выбрал кабриолет из 1960-х — Jaguar E-Type. И тот обходился без бензина, но ехал не на биотопливе, а был переделан в электромобиль.
Любовь Чарльза к кабриолетам Aston Martin на этом не закончилась. В 1986 году он получил новую модель — V8 Vantage Volante. Машина была подарком от эмира Бахрейна, но принц поучаствовал в проектировании автомобиля.
По слухам, Чарльз настоял на том, чтобы с кабриолета убрали спортивный обвес, который сам он назвал «ребяческим», и сделали внешность более классической и выдержанной. Спецверсия в честь принца Уэльского оказалась популярна, и компания выпустила 27 таких машин.
Следующий Aston Martin — кабриолет V8 Virage Volante — Чарльзу уже не дарили. Он сам взял машину в лизинг у производителя в 1994 году и пользовался ей до 2007 года. Необычной особенностью комплектации стало наличие специальной сахарницы в подлокотнике — из нее Чарльз угощал лошадей, на которых играл в поло.
Последний Aston принца был оснащен мотором V8 объемом 6,3 л и мощностью 500 л.с. от гоночного спортпрототипа Aston Martin AMR1, выступавшего в автомобильных гонках на выносливость «24 часа Ле-Мана». В теории машина могла разгоняться до 282 км/ч.
В 2007 году принц вернул машину производителю, а в 2019-м она была продана на аукционе за £235 750. Очевидно, что с годами ценность такого спорткара только увеличивается.
С тех пор будущий Карл III выбирал более практичные машины. Он часто использовал различные внедорожники Range Rover из королевского гаража, пытался скрыться от фотографов за рулем демократичного универсала Vauxhall Omega и даже был раскритикован прессой, когда появился на Audi A6 Allroad, за то, что это для будущего наследника престола крайне не патриотично.
В последние годы автомобилем принца Чарльза был Jaguar I-Pace. До появления других британских электромобилей выбор в пользу такого кроссовера для публичной персоны, заботящейся об окружающей среде, был очевиден.
Какие автомобили использовала Елизавета II
Разумеется, будущему королю положен максимально роскошный автомобиль от одной из британских марок. Его мать, королева Елизавета II, для официальных визитов на протяжении своего правления использовала машины трех брендов.
Одним из них, разумеется, был Rolls-Royce. Вскоре после своей коронации Елизавета II получила один из 18 построенных Rolls-Royce Phantom IV с кузовом ландо — задняя часть крыши могла открываться.
Все автомобили этой серии были построены по индивидуальным заказам, а в производстве кузовов участвовали независимые ателье. Машина была оснащена редким для тех времен рядным восьмицилиндровым мотором объемом 5,3 л и прослужила в королевском гараже около 40 лет.
В 2002 году основным транспортом для королевы стал созданный специально для нее Bentley. Компания подарила лимузин королеве на 50-летие ее правления и определенно не прогадала. В те годы Bentley, десятилетиями находившийся в тени Rolls-Royce, перешел под контроль Volkswagen и вступал в прямую конкуренцию со своей некогда материнской маркой. И лучшей рекламы флагманскому седану Arnage, нежели его статус официального королевского транспорта, придумать было нельзя.
Королевский Bentley получил ряд отличий от базовой модели. Ему еще сильнее растянули колесную базу, подняли крышу и заднее сиденье, чтобы подданным было лучше видеть свою королеву через большие окна. Разумеется, машина была бронированной.
В годы долгого правления королевы Елизаветы II в Британии, однако, была и третья марка, напрямую конкурировавшая с машинами Rolls-Royce и Bentley. Это Daimler, который к немецким машинам Mercedes не имеет практически никакого отношения.
Еще в 1896 году британский предприниматель Генри Лоусон купил у Готлиба Даймлера лицензию на изготовление бензиновых двигателей и право на использование товарного знака. К середине XX века автомобили марки Daimler в Британии считались одними из самых престижных и роскошных. Не удивительно, что в 1950-е в королевском гараже появился и лимузин Daimler Empress MkII, одна из редчайших моделей марки.
Daimler продолжал выпуск роскошных лимузинов до начала 1990-х, однако еще в 1960 году марка перешла под контроль Jaguar, и со временем под этим именем стали выпускать исключительно самые роскошные версии седанов XJ. Одна из таких машин — Daimler Double Six с мотором V12 — с 1984 года также появилась в королевском гараже и часто использовалась Елизаветой II.
Сейчас от использования бренда Daimler в Jaguar отказались. Основная причина — иски со стороны Mercedes. Немецкая компания настаивает, что у британцев право на имя распространяется только на территории их острова, и смогла добиться запрета продаж Daimler в Северной Америке.
Однако самыми популярными автомобилями у королевы всегда были Land Rover. Еще будучи принцессой, Елизавета помогала своей стране, работая водителем автомобиля скорой помощи. Интерес к вождению не пропал у нее и после коронации. Причем любимым автомобилем для поездок за рулем у королевы был утилитарный Land Rover Defender с механической коробкой передач и турбодизелем.
По слухам, Елизавета II была первой и последней женщиной, которой саудовский принц Абдула доверил прокатить себя на машине. И остался сильно впечатлен смелым стилем вождения.
Следующим официальным парадным автомобилем Карла III почти наверняка станет электрокар. Благо, монарху будет из чего выбрать: о планах выпустить такие модели уже заявляли и в Bentley, и в Jaguar, и в Aston Martin.