Российские дилеры Renault потребовали от французской компании компенсировать им 8,5 млрд руб. за уход бренда из страны. В такую сумму руководители бывших официальных автосалонов Renault оценили свои общие потери после того, как компания покинула Россию и продала свои активы за 1 евро. Компания тогда также лишилась своей доли в АвтоВАЗе, которая достигала 68%.
Письмо с соответствующими требованиями на имя президента Renault Жан-Доминика Сенара направила ассоциация Российских автомобильных дилеров (РОАД). Информацию об этом Autonews.ru подтвердили в пресс-службе РОАД — там уточнили, что это обращение стало второй попыткой договориться с брендом в досудебном порядке. Если переговоры не дадут результатов, дилеры готовы обращаться в российские суды.
Однако, как заявил корреспонденту Autonews.ru один из бывших топ-менеджеров Renault Group в России, французская сторона вряд ли отреагирует на претензии дилеров. По его мнению, позицию руководителей автосалонов вряд ли поддержат и в правительстве России.
Почему дилеры Renault в России потребовали 8,5 млрд руб.
Свои требования к Renault дилеры объяснили финансовыми потерями и упущенной выгодой после того, как бренд отказался от своих российских активов. Согласно письму (есть в распоряжении Autonews.ru), дилеры оценили приблизительный размер понесенных убытков: 8 481 637 руб. или 94 029 062 евро. Цифры подтверждаются отдельно составленной таблицей.
В сумму компенсации дилеры, в частности, включили приобретение и аренду объектов недвижимости для автосалонов, расходы на приведение помещений в соответствие стандартам бренда, обучение персонала, взятые кредиты на развитие бизнеса. В упущенную выгоду дилеры также добавили убытки из-за прекращения продажи новых автомобилей и машин с пробегом, затраты на обслуживание автомобилей, которые они вынуждены нести из-за отсутствия поддержки производителя, включая гарантийное обслуживание и ремонт.
Дилеры считают, что отказ Renault выполнить их требование приведет к судебным разбирательствам, что, в свою очередь, обернется репутационными потерями для бренда. Кроме того, дилеры уверены, что отказ пойти им навстречу может повлиять на возможность возврата бренда в Россию. Согласно заключенным с российским правительством соглашением компания сохранила за собой право обратного выкупа 68% акций АвтоВАЗа до 2028 года. Годовой отчет Renault, с которым ознакомился корреспондент Autonews.ru, подтверждает, что компания не отказалась от такой возможности.
Шансы на компенсацию минимальны
По словам одного из бывших топ-менеджеров Renault Group в России (он попросил не называть его имя), единственным возможным рычагом воздействия на головной офис Renault в вопросе выплаты компенсации является как раз опцион обратного выкупа 68% акций АвтоВАЗа.
«Тем не менее, я не уверен, что правительство России поддержит дилеров Renault в этом вопросе», — отметил собеседник.
Он признал, что в текущей ситуации дилеры столкнулись с финансовыми потерями. Однако он также указал, что в похожей ситуации оказались практически все европейские автобренды.
«Обычно заработок дилера складывается из четырех порций: продажа новых автомобилей (базовая комиссия, а также бонус по выбранным критериям от производителя), продажа запасных частей, обслуживание клиентов и торговля подержанными автомобилями. В ситуации с Renault (и рядом других иностранных брендов, которые покинули Россию) первый пункт сейчас приносит «ноль». За исключением серого и параллельного импорта из Китая. Также «ноль» приносит и продажа автомобилей бренда с пробегом. В части обслуживания клиентов и обеспечения гарантии дилеры Renault получают поддержку от АвтоВАЗа в лице «LADA Имидж». Но это, вероятно, приносит им значительно меньше, чем 50% от общий прибыли», — отметил источник.
Таким образом, по его словам, дилеры сталкиваются с финансовыми проблемами из-за постоянных затрат, включая финансовые расходы на обслуживание прошлых инвестиций.
«Тем не менее, я не думаю, что Renault даже ответит», — заявил источник.
Autonews.ru направил официальный запрос в пресс-службу головного офиса Renault, но ответа пока не поступило. В свою очередь, в пресс-службе АвтоВАЗа заявили, что в рамках соглашений компания четко выполняет свои обязательства перед дилерами Renault.
Как обслуживанием Renault занялся АвтоВАЗ
До ухода бренда дилерская сеть Renault в России насчитывала порядка 150 дистрибьюторов. За примерно 20 лет работы бренда в России продали около 2,2 млн автомобилей. В апреле 2022 года компания решила продать свою долю в АвтоВАЗе и свернуть бизнес в России. Завод группы Renault в Москве перешел московским властям — там начали выпускать автомобили «Москвич». Выкупить его обратно у бывшего собственника возможности уже нет.
С конца июня 2022 года автомобили Renault начали обслуживать и чинить по гарантии по новой схеме с участием «АвтоВАЗа». Такие договоренности были достигнуты после переговоров дилеров Renault и Тольяттинским автогигантом, который стал правопреемником французского бренда.
Как объясняли Autonews.ru в ассоциации дилеров Renault, после вступления договоренностей в силу для владельцев автомобилей марки ничего не изменилось: они смогли продолжить обслуживание у привычных им дилеров Renault с сохранением условий прежней гарантии. Для этого после ухода из России Renault продолжила поставки оригинальных запчастей для гарантийного обслуживания и ремонта своих автомобилей. При этом в АвтоВАЗе предложили части желающих дилеров французской марки получить дилерство Lada.
Независимый аналитик Владимир Беспалов в беседе с Autonews.ru отметил, что исход спора лежит исключительно в юридической плоскости.
«С этими вопросами будут разбираться юристы — в зависимости от того, какую ответственность бренд взял перед своими дилерами, они смогут рассчитывать на выплаты или нет. То есть, в договорах должно было быть прописано, что и в каких случаях Renault обязан компенсировать, а что нет», — сказал эксперт.
В свою очередь, руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что попытки переговоров дилеров с Renault ни к чему не приведут.
«Компания полностью ушла из России. Никаких компенсаций она выплачивать уже не будет. Дилерам придется признать, что бизнес — дело рискованное. Для них сейчас лучший способ продержаться на рынке — найти новые ниши, сфокусироваться на обслуживании, заняться автомобилями с пробегом или новыми брендами», — сказал Целиков.
С точки зрения автомобилистов — владельцев Renault, по оценкам Целикова, значительных сложностей с обслуживанием сейчас нет. По его мнению, в схожей ситуации сейчас находятся большинство автомобилистов. Так, он отметил, что запчасти сейчас приходят по альтернативным канала и, в зависимости от бюджета автовладельца, они могут найти как оригинальные, так и альтернативные детали, включая китайские аналоги. Сложности, по его мнению, возникают только если машина попадает в серьезное ДТП — тогда ключевые дорогие запчасти придется подождать несколько месяцев.